ПРАЗДНИК НЕ ДЛЯ МОСКАЛЕЙ

Вообще-то я в Киев ехать не хотела. Т.е. совершенно. Программу, которую А.Б. показывает во время этого тура, я уже видела, и не единожды, а трястись в поезде, в духоте, через какие-то таможни и границы у меня особого желания не было. Да еще объяснять домашним, куда это меня опять понесло и зачем... Я даже билеты на поезд покупать не пошла, когда после подготовительного заседания в "Тарасе Бульбе", который славится своими украинской кухней и интерьером, за ними отправились все остальные.

В Киев я уже пару раз за А.Б. ездила. Сначала в 1989-м году, когда она участвовала в каком-то благотворительном фестивале на Республиканском стадионе, что значит, что до нее выступала еще целая куча народу, песни большей частью звучали в дабле, как это обычно и бывает на стадионах, когда А.Б. ходит вдоль трибун. Так что тогда мы немало побегали вслед за ней по гравиевым дорожкам, уворачиваясь от охранников. Второй раз я ездила через год на программу Театра Песни во Дворце Спорта. А.Б. пела живьем, но песен 6 или 8, правда, тогда нам удалось побывать в "закулисье". Но это отдельная история.

В общем, тем, кому кажется, что раньше путь поклонника был усыпан розами и фиалками, могу сказать, что это совсем не так. Приходилось ждать Аллу и не четыре часа, а по четыре дня, и тогда она подобное рвение тоже не ценила.

Короче, если бы не Ольга, которая мне стала названивать с вопросом - "Ну, ты едешь в Киев или что?" - я бы, наверно, так и протелилась с этим делом. А тут я подумала, что провести день и две ночи в веселой компании, прогуляться по чудесному городу в хорошую весеннюю погоду, да еще и сходить на Аллочкин сольник - совсем неплохо. К тому же мне пришла мысль аккредитоваться - в конце концов, как дипломированный журналист со всеми вытекающими имею я право или я, как писал классик, "тварь дрожащая"? Процесс аккредитации - процедура одновременно нехитрая, но тягомотная и выматывающая все нервы, однако иногда игра стоит свеч. Особенно в случае успешного завершения.

В результате, 27-го вечером я вышла из дома со словами: "Ну, если опоздаю, сдам билет и вернусь..." Пошутила так, чтобы дома все еще раз прочувствовали, что это не то, что я готова покинуть родные стены, лишь бы куда подальше, а, так сказать, "труба зовет". Шутка оказалась едва ли не пророческой. Поскольку выхожу я обычно в последний момент - у меня всегда известный мне маршрут просчитан - то никаких 10 минут в запасе у меня не было. А тут угораздило же вместо Киевской доехать на автопилоте до Парка Победы, станции метро, которую открыли не так давно и про которую я совершенно забыла. Так что последние 500 метров по вокзалу и перрону мне пришлось пробежать, чтобы успеть к поезду минуты за три до отправления.

Поездка сразу не задалась. Андрей Л., которому было поручено взять магнитофон, чтобы слушать в дороге Аллочку, магнитофон взял, даже батарейки купил, но почему-то не шесть, а пять. Т.е. купил-то он шесть, но куда одна из них делась, он объяснить никак не мог. У нас было "чисто наше" купе (во втором с нами ехал из Нижнего Новогорода четверокурсник военного училища Саша, которого под конец поездки мы почти уговорили выйти с нами в Киеве "для продолжения банкета"), у нас была еда, пиво, но у нас не было музыки.

При этом по вагону без конца метались какие-то коробейники с конфетами, хрусталем и мягкими игрушками из Сухиничей, но никто из них не мог достать батарейку, за которую, был момент, мы предлагали тысячу рублей. Тогда Ольга, как самая энергичная из нас, пошла буквально по поезду в поисках недостающего звена нашей цепочки счастья, в итоге, батарейки, конечно, не нашла, зато нашла магнитофон в вагоне-ресторане, в который нам готовы были разрешить вставить свою кассету при условии, что мы будем активно что-то у них заказывать.

Что было делать? Ну не спать же ложиться? Тем более, что в вагоне была такая жара несусветная. Так что под "Я признаю, что вы моя родная тетя..." пошла гулять губерния. Жизнь вроде бы стала налаживаться, но не тут-то было. В час ночи ресторан закрылся.

Пришлось возвращаться в купе. Но поспать особо не удалось. На верхней полке вообще было дышать нечем, только поймаешь сон за хвост, входит таможенник или пограничник: "Цель поездки?" "Концерт Пугачевой." "Пишите, туризм..."

А приехали в Киев, погода дрянь. Ни тебе солнышка, ни тебе признаков весны. Дождик моросит, изо рта пар вырывается. Мы, конечно, прошлись по историческим местам, начиная со смотровой площадки и кончая Андреевским спуском, но, скорее, формально, чем с нескрываемым энтузиазмом. Сколько ни ходили, ни одной рекламы или растяжки не видели. Вкрались крамольные мысли, а будет ли концерт-то вообще? Что будет, убедились, когда приехали "до палацу" "Украина". На его стене все-таки нашлось место для афиши.

Мы пришли в шесть, половина осталась ждать заранее заказанных билетов, а половина пошла послушать, как Алла репетирует - где-то по дороге к служебке есть место, где слышно, что просходит в зале. Алла репетировала "Звезду".

В служебке толкся народ, появлялись музыканты (Левшин и др.), техсоставщики, выносившие пригласительные в VIP-зону своим друзьям и знакомым, которых набралось на целых четыре ряда. Прессе выдавали билеты, не предусмотренные к продаже по причине не слишком высокой ликвидности - на боковые места в партере. Так что я сидела с самого края. Кстати, через ряд сзади меня сидели Ольга Алексеева с фотографом Маратом Сайченко из "Жизни" и Олег Вергелис из "Ведомостей". Когда я получала свой билет, то спросила Чупракову, когда можно будет фотографировать. "Никогда," - ответила личный менеджер А.Б. "А вручение Телетриумфа" "Ну вот только вручение Телетриумфа".

Народ понемногу заполнял зал. Пытавшихся пристроиться поближе постепенно выгоняли истинные хозяева мест. Так что если кому-то и удалось сесть "получше", то он может считать себя счастливым исключением. Я подошла к охраннику, стоявшему справа от сцены, чтоб предупредить, что собираюсь снимать вручение телетриумфа, чтоб он не бросался на меня, как кот на мышь. Охранник сказал, что "на сцену он меня выпустить не может ни под каким видом (хотя я, естественно, не это имела в виду), а из зала можно фотографировать хоть весь концерт". Так оно и было. Свет на сцене выставили щадящий. Т.е. Аллу подсвечивали только сверху и с боков, так что сидя по центру дальше шестого ряда, можно было вообще лица не видеть, и тогда считай, пропал концерт - не будет контакта, а, значит, никакого энергетического накала. Зато вспышками ее слепили все, кому не лень и с любого расстояния. Эта ситуация довольно "близко к теме" описана в "Фактах и комментариях".

Концерт начался с опозданием минут на 20. Сначала появились музыканты, причем, место Юдова осталось, так сказать, вакантно, потом из-за левой кулисы вылетела Алла...

Мы, конечно, не были той целевой аудиторией, на которую концерт был рассчитан. Нам надо, чтоб Алла встала на сцене и пела, ломая руки, что-нибудь новенькое, на худой конец, трагическое. Что-нибудь такое, что мы бы, как истинные ценители ее таланта, могли бы оценить по достоинству. Это же был концерт для публики. С многочисленными выходами в зал, братаниями, цветодарениями и прочим антуражем. Буйных в зале оказалось довольно много. Один парень полез обниматься. Какая-то девица все порывалась с Аллой сфотографироваться. Т.е. поставить Аллу, самой встать рядом, пока подружка щелкнет. И так несколько раз. Когда в финале А.Б. махнула рукой девушке с букетом, чтобы она подошла отдать, вроде эта же девица решила, что этот взмах относится именно к ней и снова понеслась на сцену... Скромнее все ж надо быть. Впрочем, многим тогда показалось, что этот жест адресован именно им. Мания величия косила зрителей просто рядами.

В зале вообще было несколько десятков женщин и девушек, одетых а ля Алла. Никого не хочу обидеть, но когда в одном месте собирается столько "двойников", это довольно смешно.

Кстати, о двойниках. Один из них, а именно, Алексей Золотов 15 апреля устраивает свое "денрожденное шоу" в ДК в Подольске.

Но вернемся к концерту.

Поскольку программу эту я знаю почти как пять пальцев, я больше всего ждала "Звезду". Но на протяжении концерта меня порадовали еще несколько песен. И довльно сильно. Во-первых, "Не сгорю". Вот тоже, песне сто лет в обед, а Алла только начала ее петь. Во-вторых, "Примадонна". Дождалась своего часа, глядишь, лет через 10 и "Отдыхай" в концертах появится. А.Б. переделала в ней слова - "ты" на "я", и песня, как это ни странно, стала менее пафосной. В-третьих, "Брошкина". Очень была прикольно спета, с большим куражом. Для "желтой прессы" эта песня вообще стала большим подарком - упомянутая в ней Стоцкая получила такую дозу бесплатного пиара, что мало никому не покажется. Будет что посмаковать нашим многочисленным газетам и газеткам. Ну и, наконец, "Звезда", ради которой собственно я в Киев и ехала. Алла, конечно, хороша. Во всех смыслах. Могла и не спеть. Легко. Если б мы, зрители, не вопили "Еще!", не стояли плотной стеной около сцены, не скандировали и т.д., А.Б. вполне могла бы и закончить "Брошкиной". С нее сталось бы. Она даже что-то такое сказала, заслужили, мол.

Да-да, дорогие товарищи, у которых за последнее время к А.Б. накопилось немало претензий! Я это место выделяю намеренно, чтоб дать вам еще пищи для возмущений. Вот такая она наглая, никакого пиетета по отношению к зрителю, нет, чтоб благодарную слезу пустить... - у нее новую песню еще заслужить надо, а не просто так билеты купить.

"Звезду" Алла назвала песней для домашнего пользования. Написана она была в память об Александре Юдове, как, в общем-то, уже известно. Песня в мелодическом отношении довольно простая, хотя и интересно аранжированная. И слова глубиной метафоричности нельзя сказать, что отличаются. Но, тем не менее, они очень-очень в тему и по сути. У нас на Руси любят бить фонари (стекла в подъездах и т.д., и т.п.). И топтать людей у нас тоже очень любят. Милиционер, вахтер, училка в школе - каждому, наверняка, есть что вспомнить, не буду вдаваться в подробности. Но разбить звезду гораздо трудней, хотя многие и пытаются. Т.е. песня, конечно, не столько о Юдове, сколько о самой Алле. Если бы в концерте была еще пара таких премьер, он бы более чем удовлетворил даже самых привередливых поклонников.

Но их не было. И все равно концерт был очень даже хорошим. Было много песен, многократно звучавших, но в которых на этот раз были проставлены слегка другие акценты, использована несколько иная палитра красок, которые настоящие поклонники не могли не заметить. Хотя бы на подсознательном уровне. Например, в "Позови меня с собой" Алла выделила слово "силу", а не "высоты", как раньше, а в "Белом снеге" "миражи" пропевала таким нежным голоском, как когда-то пела "ла-ла, ла-ла" в концовке "Без меня". При том, что в целом саунд концерта был довольно жесткий. Может быть, сказывалось то, что клавишник был только один. "Любовь" на этот раз прозвучала не как гимн утраченным чувствам, а как покаяние опустошенной души.

Вообще, если бы иметь зхороше записи с пульта подмосковного и киевского концертов, их очень интересно было бы сравнить, проследить, так сказать, динамику изменения песен. Мне кажется, там было бы в чем "покопаться".

Вообще, что меня еще восхищает в А.Б. (и на этот раз тоже) - так это то, как она "раскладывает" песню со своим "бэк-вокалом". По крайней мере, половина прозвучавших песен при качественной их записи, та же "Голова", запросто выдержала бы многократное прослушивание. Это я к тому, что вообще-то концертные записи большинства даже самых известных западных исполнителей проигрывают фонограммам и, прослушав их несколько раз, начинаешь спотыкаться о всякие шероховатости. Так вот у А.Б. многие песни даже в концертном варианте сделаны просто безупречно. При том, что атмосфера в зале на них, конечно, влияет. То мы, поклонники, взвизгнем или выкрикнем что-то не к месту (так случилось, когда А.Б. начала читать стихотворение "Она цеплялась за любовь", сказала "Она" и сбилась). То цветы чуть ли не в лицо суем, целоваться лезем. И при этом нам кажется, что Алла должна быть нам за эти порывы благодарна. Да если б ко мне все так целоваться лезли, я б стала отмахиваться этими же цветами, несмотря на их стоимость.

Принимать цветы А.Б. помогали Чупракова, охранник и мальчик, который, как оказалось, числится в организаторах этого тура. Кстати, охранников Алла никогда с собой не возила. Одно время "в охранниках" ходил Цванг Дмитрий Яковлевич, бывший на самом деле администратором, в другое - Толик, бывший на самом деле шофером. В Москве А.Б. на концертах (и не только А.Б., а всех подряд) охраняют ребята из охранного агентства "Карат", так что писать и говорить всякую чушь, что теперь, дескать, Алла ходит и ездит без охраны, потому что к ней никто не лезет, нечего. Сейчас точно не скажу, но в свое время (в девяностых), когда на стадионе где-то в Сибири, по-моему, толпа прорвала милицейское оцепление и понеслась, как стадо бизонов, к певице, она остановила ее буквально парой слов и жестом руки. И сейчас, где надо, охрана всегда найдется. Совсем не обязательно возить с собой целую толпу дармоедов. А тот, кто это делает, стремится просто свой звездный статус продемонстрировать. А.Б. в эти детские игры давно не играет.

Так вот цветов было очень много. Просто море. И букеты очень не хилые. Перед концертом мы стали прицениваться к цветам. Но потом видим, киевлян нам не переплюнуть, не стали и пытаться.

Олег Вергелис в "Киевских ведомостях" написал, что зал потеплел к десятой песне. Его, конечно, Кучма не зря "золотым пером" наградил, но только к десятой песне зал уже просто раскалился. А после третьей стал хлопать как ненормальный. Я вот в очередной раз убеждаюсь, что на "народных концертах" аплодисменты на порядок громче и дружнее, чем на "концертах для ценителей". Вот и думай, что лучше - восторги нескольких тысяч простых зрителей или снисходительное одобрение нескольких десятков придирчивых поклонников. У А.Б. всегда были концерты и для тех, и для других. Параллельно. Тот, кто думает, что вот до, условно говоря, 1990-го года А.Б. пела для тонких знатоков искусства, была одухотворенной и несла в массы высокую поэзию, а после 90-го стала, грубо говоря, проще, не знаю, чем думает. А.Б. всегда была и такой, и сякой одновременно. И очень часто в рамках одного концерта. И в Киеве она тоже была и "народной", и "высокой". И этого нельзя было не заметить. Да, "народной" она была больше. Но и аудитория была такова. Или зал в финале стоял пять песен, бисировал и не расходился из сочувствия?

Отнюдь. Концерт прошел просто на одном дыхании. Не зря А.Б. назвала его "праздником". Когда Андрей Л. выкрикнул из зала наш сакраментальный вопрос - "А когда будет концерт в Москве?" - она ответила - "Ну не знаю, когда я москалям такой праздник устрою!" А ведь сколько раз за последние пять лет обещала! Хорошо все-таки, что мы не поленились съездить в Киев на этот праздник. Хоть он был и не для москалей.

Между прочим, программа "Пришла и говорю" тоже не всем нравилась. Михаил Садчиков, журналист Питерской "Смены", написал в своё время очень ехидную и совсем не лестную рецензию. Это теперь он говорит, что программа "Пришла и говорю" как концерт и по сей день является никем не превзойденным достижением. Сергей Соседов, известный многим как "акула пера", после первого концерта "Избранное" сказал, что программа просто отвратная, Алла ни на что не способна и т.д. Это сейчас он не устает восхищаться телеверсией, мол, собралась к четвертому концерту. Хотя, на самом деле, первый концерт был самым лучшим. А ведь это люди не самые глупые. Просто иногда какие-то личные мотивы проецируются на то или иное событие и сильно его искажают.

В Киеве же финал был вообще феерическим. Возможно, потому, что в зал дали свет, и было хорошо видно глаза А.Б. Я даже думаю, что она так много бегала по залу, потому что понимала, что свет не тот, что зритель не видит ее лица, и пропадает именно то, чем она собственно и сильна.

Знаете, когда я была маленькой, мне казалось, что вот если я иду на концерт Пугачевой, то надо ее предупредить. Чтоб она знала, что я иду, и постаралась не обмануть мои ожидания. Я даже не ленилась письма писать с точным указанием даты. Глупость, конечно, но когда-то для меня это было важным. Позже я поняла, что Пугачева в качестве своей миссии видит что угодно, но только не задачу оправдывать чьи-то ожидания. Даже если это ожидания такой замечательной девушки как я. Или еще кого-то. Даже не девушки.

Жаль, конечно, что новых песен было мало, а "бессонниц" многовато, но вот концерт закончился, и я понимаю, что Алла и на этот раз через песни высказала мне то главное, что цементирует наши с ней взаимоотношения - меня, как зрителя, и ее, как артистки. Это физическое ощущение какого-то единства между людьми вообще и людьми в зале и пульсации жизни в кем-то написанных строчках и даже между них. И ничего, что слова старые. Еще Оскар Уайльд говорил. что "искусство это не что, а как".

Когда мы сели в поезд (кстати, многострадальный магнитофон так и не заработал, хотя мы докупили батарейку), и проводница нас распихала по разным купе, так что пришлось сразу ложится спать, передо мной встали два вопроса: "Жалею ли я о том, что поехала в Киев?" и "Много ли бы я потеряла, если б не поехала?" Так вот на эти вопросы я себе ответила абсолютно честно и буквально следующее. Несмотря на плохую погоду и прочие неурядицы я совершенно не жалею, что поехала. Хотя если б не поехала, это не было бы смертельно - все-таки Алла не сказала: "Апрельчик любимый приехал, радость-то какая!"

"Приехали"
"Не плачь"
"Все ушли в осень"
"Не сгорю"
"Позови меня с собой"
"Австралиец"
"Успокой"
"Свеча горела"
"Белый снег"
"Зона"
"Я пою"
"Голова"
"Снежный мальчик"
"Тысячу лет"
"Бессонница"
"Это любовь"
"Она цеплялась за любовь"
"Любовь"
"Только не назад"
Вручение премии "Телетриумф"
"Игра"
"Время течет сквозь пальцы"
"Дай мне, Боже"
"Живи спокойно, страна"
"Мадам Брошкина"
"Гори, моя звезда"

P.S.

В Подмосковье аналогичные концерты заканчивались песней "Это любовь". И тогда это очень точно соответствовало моему постконцертному настроению. На этот раз финальный посыл - "Гори, гори, моя звезда" - тоже оказался более чем значимым. И пусть кому-то кажется, что звезда светит не так ярко или ее свет уже никому не нужен, ему, сидящему в хорошо освещенном электричеством помещении, само собою, просто не понять, почему путник, идущий темной улицей, так благодарен звезде за ее свет.

Е.М.А.
Фото автора

































Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru