Елена Александровна Наймарк



«Дай счастья мне, той женщине, которая поет…» или значение в русской эстрадной культуре 1960-2010-х годов «театра песни» Аллы Борисовны Пугачевой.

Книга-эссе к семинарам и для фан-клубов


Сто часов счастья, чистейшего, без обмана.
Сто часов счастья...
Ну разве этого мало?»

(авт. слов В. Тушнова, комп. К. Орбелян, 1976)

Концерт давно окончен, но песня бесконечна.
Пусть отключат на сцене мой давно уставший микрофон.
Я вместо микрофона спою в бутон тюльпана.
Пусть остается в зале тот, кто верит, верит и влюблен.

(авт. сл. А. Вознесенский, комп. Р. Паулс, 1997)

Я смогу продлить осень и весну
И любви открою настежь дверь
Если я кого-то (…) погублю
То лишь себя, только лишь себя
Я люблю, и, значит, значит, я живу
Я живу, и, значит, я пою
Словно птица вещая, что одна живёт в раю

Верю я, будет день и будет пища
И плоды рябины на снегу
Слаще той (…) почти забытой вишни
В том саду, в том стареньком саду
Будет всё, как мы с тобою пожелаем
Будет всё, любовь в твоих глазах
Будет всё, и ты об этом знаешь
Да

(2014, авт. сл. Д. Полыева, комп. И. Крутой)

Вместо предисловия

«Наша любимая, самая яркая русская современная певица покоряла всю страну»- говорит о Примадонне российской эстрады Алле Борисовне Пугачевой моя семья технической и гуманитарной интеллигенции. «Пожалуй, самая великая, талантливая, умная и сильная исполнительница мирового уровня на советско-российской эстраде»-повторяли авторитеты в среде ленинградской научной элиты. Слова: «Жил- был художник один, домик имел и холсты», «Арлекино, нужно быть смешным для всех», «Ты верно голоден, тогда тебя я правдой угощу», «А когда я уезжаю..»-непрерывно в течение 30 лет звучит то из проигрывателя, то из магнитофона у нас дома. Контрамарки на ее концерты с огромным трудом мы покупали через родной нам Дом ученых и через знакомых инженеров.

Она выступала в Америке, Франции, Италии… Певица ориентируется на Запад, представляя из себя абсолютно уникальный национальный феномен в русской культуре, символ гениальности ХХ-ХХI века уровня А.С. Пушкина, Ф.И. Шаляпина, В.С. Высоцкого. Алла Борисовна Пугачева-Примадонна уровня Е. Образцовой, Г. Вишнеской, М. Кобалье. Пугачева-непревзойденный русский Шекспир нашей эстрады, поэтому только могла она позволить себе сотрясти певческий Олимп сильнейшими словами английского классика:

Уж если ты разлюбишь - так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром - утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда -
Твоей любви лишиться навсегда.

Это классические строки, сила попытки исповеди и воздействия на собеседника которых не менее, чем у «Гамлета» Шекспира и Пастернака. Поэтому очень убедителен именно вариант перевода с первыми словами «Оставь меня, но только не сейчас».

Про нее писали и критические наброски, и биографии, и панегирические эссе такие талантливые писатели, журналисты, как А.Беляев, Ф. Раззаков, М. Садчиков и другие «акулы пера». Созданы десятки книг и статей. Не так давно вышли: большой подарочный альбом с редчайшими ее фотографиями и краткая автобиография «Я – Алла Пугачева» (спорно авторство данного автопортрета, ведь подписанную книгу не найти в библиотеках и магазинах). Создаются фан - клубы ее имени, в Интернете десятки сайтов с подборкой литературы про певицу. Е. Евтушенко как-то сказал слова, смысл которых заключался в следующем: эстрада существует до и после Пугачевой, как раз благодаря ее высочайшей образованности, таланту, нестандартности. Представляем на суд читателя стихи советского поэта Е. Евтушенко о Примадонне:

АЛЛА

У могилы поэта,
презревшего все мировые базары,
я не встретил в тот день
ни души - даже призрака Лары,
но когда подошел,
обходя неизбежную русскую лужу,
я увидел одну знаменитую,
но никому не известную душу.

На скамеечке тихо сидела не кто-нибудь,
а Пугачева -
одиноко, задумчиво,
поглощенно в затрапезном платочке,
без всяких подмазок и блесток,
угловатая, будто бы скрытая в диве базарной
девчонка-подросток,
На колени она
перед камнем надгробным отнюдь не валилась,
но чуть-чуть шевелила губами,
как будто молилась.

А однажды я видел ее,
на банкете хлеставшую водку.
В чью-то кофту вцепилась она:
«Слушай, ты не толкнешь эту шмотку?»
Как смешалось в ней все -
и воинственная вульгарность,
и при этом при всем -
Пастернаку таинственная благодарность.
Персианка и Стенька в едином лице.
Гениальности с пошлостью Ниагара.

Пастернаковская свеча,
на которой так много нагара.
Фаворитов меняет,
как Екатерина Великая плебса,
но в невидимом скипетре
столько у ней неподдельного блеска!

Все народы похожи
на собственных идолов.
Их слепив из себя,
из фантазий несбывшихся выдумав.
На кого ты похожа, Россия?
Похожа на Пугачеву.
Ты идеи
с чужого плеча примеряешь опять, как обнову,
но марксизм не налез,
да и капитализм
на Россию никак не налезет.
Не по нам эти шмотки.
Чужое напяливать нам бесполезно.
На всемирные конкурсы
рваться не надо сейчас ни России, ни Алле.
Если в первые мы не попали,
не значит еще,
что пропали.
Мы буксуем в грязи,
но пока хоть в одном уголочке
души мы чисты,
"еще идут старинные часы..."

Мы не все потеряли еще,
распадаясь под собственный гогот.
Только те могут петь,
кто молчать над могилами могут.
Я Россию люблю,
как шахтер свою шахту,
не меньше во время обвала.
Я любимых артистов люблю,
как ни горько,
не меньше во время провала.
Я люблю тебя, русская Пиаф,
соловьиха-разбойница и задавала,
над могилой поэта притихшая,
будто монашенка, Алла.

Пугачева и Пастернак сопоставимы по вкладу в светскую культуру. С блестящим пониманием человека Примадонна пропела «Свеча горела» - блестящие стихи Нобелевского лауреата.

Эти стихи:

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Данные слова сильнее цветаевских «изменчива, как дети в каждой мине»-Реквиема-над которым, по желанию Примадонны должна была рыдать вся страна. И даже сильнее авторского посыла Аллы Борисовны «Все ждут конца света, а я все жду его начала».

***

Итак, 15 апреля 1949 года в Москве родилась Алла Борисовна Пугачева, «взорвавшая» русскую советскую эстраду своими хитами мирового уровня, благодаря умению непревзойденно выступать перед стадионами. Она подобна Ю. Любимову с Высоцким, «Пугачевым» и «Гамлетом», «взорвавшему» русский советский театр. Певица имеет убедительное образование. В 1964-1969 годах она училась в Московском государственном музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова (класс хорового дирижирования И.И. Тупикова), успешно закончила его, проходила стажировку в школе, работая учительницей музыки и пения; в 1981 году окончила факультет эстрадно-цирковой режиссуры Гитиса (класс А.Н. Николаева). Она эрудит, компетентнейший человек, который разбирается в современной западной эстраде. Примадонна умеет вести долгие интеллектуальные беседы, выигрывает все словесные диспуты с В. Познером, твердо и правильно высказала свое мнение об антропологическом значении жизни человека в сложной передаче для интеллектуалов «Временно доступен».

***

У нее драматизм затмевает самых симпатичных, одаренных, ярких «звезд» нашей сцены с блестящими поп-песнями: С. Ротару («Лаванда», «Красная стрела», «Октябрь»), Л. Долину («В книжке телефонной…», «Погода в доме»), И. Аллегрову («Монолог», «Императрица»), Л. Вайкуле («Вернисаж», «Я за тебя молюсь»), Т. Гвардцители («Виват, король», «Море вернулось»). Ей не все равно не только как оригинально, убедительно петь, но и как поддерживать делом свою репутацию нравственного камертона нации. Ее песни «Женщина, которая поет», «Мне нравится, что Вы больны не мной», «Миллион алых роз», «Арлекино», «Позови меня с собой», «Примадонна»-гимны серьезной советско-российской эстраде, начало создания традиции чувствовать жизнь по-настоящему, эмоционально выражать мысли, интеллектуально осмыслять события, воспитывать молодежь своим красивейшим, сильнейшим и уникальным голосом и талантом. Ее «театр песни» как явление и как идея проекта – это систематически подготовленные концерты с драматическими декорациями и сольными, каждый раз разными, правдивыми, содержательными, очень выразительными по своей доброте и красоте выступлениями истинно Народной артистки России, Личности с заглавной буквы.

У певицы развит очень богатый голос с тремя женскими диапазонами. Алла Борисовна единственная из отечественных известных див позволяет себе петь песни на стихи М. Цветаевой, В. Высоцкого, Б. Пастернака, Б. Ахмадулиной. Она - профессионал, по-западному раскрепощенная женщина, постоянно требующая веры в ее «святую к музыке любовь».

Приведу небольшие истории из жизни нашей популярной певицы. На одном из сборных праздников Алла Пугачева не слушала выступление государственного деятеля, а развернувшись, болтала с соседом. Поскольку она сидела в первых рядах зала, то известный чиновник специально прервал речь и попенял: «Алла Борисовна, Вы могли бы слушать, я все-таки министр». Он тут же получил ответ: «Вас министров много, а я одна». К сожалению, не вспомню ни имени выступавшего на трибуне, ни его реакции…

Скандалы в жизни эстрадной актрисы стали темами для сотен газетных «притч». В запасниках истории сохранился случай, когда вахтер не пускала ее на встречу в Литературное кафе Москвы, оправдав свое поведение отсутствием желания и соответствующего документа. Алла Пугачева призывала вспомнить, кто она и какие у нее заслуги. Тщетно. Вахтер говорила, что не узнает певицу и «всяких девиц пускать не намерена». Тогда главная дива страны, погуляв, вернулась. Замахнулась, залепила несчастной работнице пощечину. Вдребезги разбила очки. Кинула в лицо деньги, крикнув: «Купи себе новые». Что это: московское барское хулиганство, граничившее с сумасшествием или немного искрящегося, горячего света? Для себя я уже ответ нашла-это умение жестко и непреклонно отстаивать свое достоинство при давлении государственной машины, которая и состоит из этих винтиков-известных нам чинуш и бюрократов, любимых нами Башмачкиных и «маленьких людей». И нервы сдают еще и не так, бывает и более острые ситуации: драки, вандализм, избиение назойливых фанатов, отнюдь без возмещения денег и извинений. Лучше всех из данных историй законную Примадонну отечественной эстрады выручали: сильнейший и интереснейший композитор классической и «патриарх» популярной музыки «без пяти минут профессор консерватории» Р. Паулс, поэт-песенник И. Резник, продюсер и любимый муж певицы в 1970-1980е годы Е. Болдин.

Ее политическое кредо? Быть свободной творческой, критически мыслящей личностью, насколько возможно в демократической стране. Она за то, чтобы «жить не по лжи», против тоталитарного подхода к общему делу строительства государственной жизни в стране. Она за многопартийность, свободную конкуренцию в российском шоу бизнесе. Поэтому к ней все и обращаются за протекцией, поддержкой: и молодые музыканты, и бизнесмены и политики. Поэтому она и поддержала демократическую партию от бизнеса С.Прохорова и призывала голосовать за многопартийный и плюралистический подход Б. Ельцина. Она умеет позволять себе жить, основываясь на чувствах, в первую очередь: любви, уважении и справедливости, гуманизма. «Брежнев- малозначительная фигура эпохи Пугачевой»-анекдот не праздный. Алле Борисовне предложили вступление в коммунистическую партию в период «зарева» советской власти. Она проявила инициативу в этом отношении и согласилась. Партийный секретарь спросил героиню настоящего очерка: «Но Вы понимаете, что Вам тогда придется петь д р у г и е песни?» Тогда, мол, станете, нашей, п р о в е р е н н о й и политически выдержанной. Актриса ответила: «Другие песни… А, ну извините, другие песни я пока что петь не готова»…

Лихие и неприкаянные 1990-е пролетели вихрем над нами. Теперь распространилась тенденция остро критиковать этот период, не прощать его нестабильности, разрушительности… Алла Борисовна хотела уйти со сцены после «Чао», «Свирель», «Лето звездное», «Осенний поцелуй», своего «золотого» диска «Не делайте мне больно, господа», отдав дань времени «Рождественскими встречами». Но потом были «Позови меня с собой», «Мы в этой жизни»… Песни, спетые, уже другим, мягким, подсипловатым, но очень сильным голосом. «П ъ е д е с т а л п у с т. К т о х о ч е т п о с т о я т ь?» - вопрос остался без ответа. Да, были периоды и «императрицы русской эстрады» И. Аллегровой и «королевы эстрадно-джазовой популярной музыки» Л. Долиной. Газеты сравнивали Аллу Пугачеву с М.Распутиной, Л. Успенской. И была работа, похожая с Ларисой Долиной (советником Президента) в Общественном совете при Президенте Российской Федерации и помощь сотням людей, будь то квартира, помощь молодому дарованию или благотворительный концерт, но данная общественная деятельность незаменима. Ибо нет замены искренней, прямой, очень многообразной творческой личности с четко выраженной социальной позицией, которую сложно вместить в рамки какого-то определения: «Профессионал или просто образованная, умная, мудрая женщина». А пока она поет-говорит со сцены:

Вчера опять на первой полосе
Писали обо мне газеты все,
Что я не так пою,
Что я не так стою,
Я никому покоя не даю.

Это песни, которыми десятки прошли через 1990-2000-е. Песенки-насмешки.
Но вот как, быть может, останется в нашем новейшем периоде ее очень красивый, интеллигентный образ «женщины, которой поет», большой певицы, живущей, «также как все»:

В Петербурге сегодня гроза
На ресницах застыла слеза
Ты мой милый родной человек
Расстаёмся как будто на век
Расстаёмся как будто на век
На душе тихо падает снег
Ты звонков моих больше не жди
В Петербурге сегодня дожди

Под скандалящий гром под зарницу кровавую алую
Ты подумай о том что тебе рассказала бессонница
Посиди и поплачь в темноте словно девочка малая
Под раскатистый гром что в окно непрошено ломится

Ты подумай о том что дожди на планете не вечные
Будет снова луна от хорошей погоды чуть пьяная
А гроза за окном как явление столь быстротечное
Ты поверь, всё опять как всегда начинается заново!..

***

Пугачева-богатырь российской эстрады, ее сильнейшая первая леди.

Она, как женщина-богатырь, который себе создает легенды, единственная Примадонна, которая сама сочиняет талантливейшие песни. И в период сотрудничества с А.С. Зацепиным она пролоббировала гимн «театра песни Аллы Пугачевой» -- песню «Женщина, которая поет» (мы упоминали данную песню выше), к одноименному автобиографическому фильму, загримировавшись под инвалида-композитора Бориса Горбоноса, легенду и образ, который она сформировала. А как красив яркий давний случай-легенду, который передал нам самый восторженный, объективный и профессиональный биограф Пугачевой А.О. Беляков (см. ее биографию в «ЖЗЛ» и книгу о Примадонне «Алла. Алка. Алла Борисовна»). После записи с М.Л. Таривердиевым в 1969 году «Король-Олень» в период гастролей от филармонии задолго перед романсами и балладами к фильму «Ирония судьбы или с легким паром!» в Тамбовском аэропорту она с криками «Да здравствует Тамбов! Да здравствует весь мир!» разбила тарелку на … счастье. И она стала счастливой женщиной и в то лето и потом.

Певица знакома с Д. Дасенном, группой «АББА» из-за совмещенных концертов. Ее явная мечта советского времени выступать в одном концерте с Р. Карра, группой «Рики и Повере», Т. Кутуньо, Б. Стрейназрд виднейшими итальянскими, американскими, английскими певицами.

Алла Борисовна -последовательница традиции интеллигентной русской, советской эстрадной песни, заложенной как народной любимицей Л. Зыкиной с песней «Течет моя Волга», так и К.И. Шульженко (вспомним, ее «Возьми гитару, она расскажет», «Синий платочек», сочиненными вслед за «Валенками» Л. Руслановой). Не даром, певица Шульженко бросила будущей Примадонне новой русской эстрады на одном из концертов цветы в ноги, в знак уважения, а Алла Борисовна Пугачева потом долго помогала К.И. Шульженко, в том числе материально на пенсии. Алла Борисовна не боялась спорить с ведущими лидерами сценического искусства. Она стала популярней знаменитой ленинградской певицы, которую многие в 1960-1970-е годы стали считать Примадонной -- Э.С. Пьехи, также гремевшей на всю страну своей «Надеждой» А. Пахмутовой и удивившей все песней «Прощай» и про которую, как партийцы, так и диссиденты говорили: «Не можете поклониться ей, снимите перед ней голову». Алла Борисовна Пугачева посвятила величайшей современной актрисе кино и театра, яркой и достойной личности, пережившей высочайшие взлеты и резкие падения Людмиле Марковне Гурченко русскую «Примадонну», которую талантливо пела на «Евровидении» на английском языке. Так как английский текст нам видится сильнее в смысловом и семантическом плане, то приводим ниже текст:

Like a bird with golden feathers,
Flying with your broken wings
I see you on the stage
So happy in your world, in your illusion

Sing just for me tonight, primadonna
Sing, make the darkness bright, primadonna
Play your part, though it's sad
Smile at your destiny, primadonna
Smile through your tears for me, primadonna
Pay the price of success
You're a star

Life is only a reflection
In the mirror of your mind
When the lights all go out
Your dreams will fade away, they're an illusion

Sing just for me tonight, primadonna
Sing, make the darkness bright, primadonna
Sing for the stars above, primadonna
Sing in the key of love, primadonna
Hide your tears and your scar
Show the world a star

Holy Heavens Above
You help you empty that bittersweet grail
Make the audience love you
And you swear that you never will fail
If they're shouting: "bravo"
For a song and a dance
I will drink to the chance
That you'll have a grande finale
Bravo, primadonna, bravo!

У нее был спор и с Л.М. Гурченко по поводу подходов к выступлениям на эстраде и практически одинаковое преклонение обеих певиц перед прорывом очень талантливой панк-рокерши Земфиры Рамазановой с ее хитами «Хочешь», «Минус 140». Но талант «женщины, которая поет» затмевает всех на ближайшие 50 лет точно. Не верите? Попробуете прочувствовать ее выступление с блестяще исполненной «Бог с тобой» и сами продекламировать с высочайшей артистичной силой приведенные ниже стихи И. Николаева, к которому блестящая музыка была написана любимой Примадонной моей семьи, тогда поймете.

Возможно, возможно поверить не сложно
В то, что в тебя я влюблена, возможно
Возможно, возможно, но всё осторожней
С годами моя весна!
Ночью безлунной, мукой безумной
Тебя создала я сама.

Бог с тобой! Ты не понял истины простой
Ведь я не жалею, тобой я болею, а ты…
Бог с тобой, Бог с тобой!

Не надо, не надо застенчивых взглядов
Ведь я знаю то, что хочешь ты, не надо
Не нужно, не нужно безоблачной дружбы
Когда в облаках душа!

Мне без твоей любви одиноко, как в страшном сне,
Но с тобой одиноко вдвойне!
А впрочем, а впрочем живи как ты хочешь
Ты прав, что почти не веришь мне, а впрочем.

Возможно, возможно поверить не сложно
Гораздо сложнее уйти !
Мне без твоей любви одиноко, как в страшном сне,
Но с тобой одиноко вдвойне!

Прочувствовали горечь обиды и благородство оставленной одной, чуть ли не уничтоженной морально, но выстоявшей женщины? Тогда Вам легче понять этот выстраданный и выстроенный уникальный светский типаж нашей с Вами русской эстраде, благодаря богатому смысловому содержанию песню.

Только богатырь от песни, сильнейшая исполнительница смогла спеть в Израиле на иврите сложную еврейскую песню «Кан ноладити», не хуже, чем И.Кобзон исполняет «Где-то далеко идут грибные дожди» в России. Только сильнейшая певица, знаток мировой классики и популярной песни, гениальнейший главный «инженер» русской эстрады с широчайшей душой, талантом может осуществлять такую активнейшую организационную концертную, тренерскую, журналистскую, преподавательскую и экспертную деятельность в первую очередь в «Радио «Алла», «Факторе «А», «Фабрике звезд», в шоу «Первого канала». Она ждет своей новой песни после ухода со сцены в 60 лет, песни, как у Эдит Пиаф спеты были «Прости меня», «Парижский воробушек», «Нет, я ни о чем не сожалею!». Иногда Примадонна обещает нам «Монологи певицы» в московском театре «Современник», показав, впрочем, что, это, скорее замысел песней «Нет мне покоя», где до сих пор имеет силы делать сложные трюки со стулом, вертя его у себя над головой. Ее поклонники ждут строительства «Театра песни» А.Б. Пугачевой в Петербурге.

Первая леди русской эстрады пела с рокерами, собирала закрытые квартирники, где «шаманила» и репетировала с Кузьминым, Шевчуком, Макаревичем. Она любит качественный рок, блюз. Отсюда ее цикл, состоящий из песен «Сто друзей», «Алло», «Две звезды».

Только богатырю интеллектуальной мысли российской эстрады, исполнявшему классику, под силу вслед за простой песней «Папа купил автомобиль», спеть уже не такое простое произведение «Что не может сделать атом». Эта песня об эмоциях и чувствах, гуманизме, защите прав «лириков» в науке. Ум и блестящий, уточенный вкус русской певицы позволяет ей работать с лучшими поэтами и композиторами-песенниками отечественной эстрады современности.

Хронология (по «Мегабук» энциклопедии «Кирилла и Мефодия», материалам статей газет, биографическим работам А.О. Белякова).

В 1965 году, еще школьницей, записала для программы «С добрым утром» первую песню — «Робот, стань человеком» (музыка Левона Мерабова, слова Михаила Танича). Первое выступление Пугачевой на телевидении состоялось в мае 1967 года: певица исполнила песню «Иду из кино» в прямом эфире детской передачи «Будильник».

В 1967-1968 годах Пугачева отправилась на гастроли по Западной Сибири и Крайнему Северу в составе агитбригады радиостанции «Юность». В 1969 году работала концертмейстером в цирковом училище.

В 1975 году Алла Пугачева стала обладательницей Гран-при фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария) с песней «Арлекино». В 1978 году в Сопоте (Польша) Пугачева также завоевала Гран-при, исполнив ставшую ее визитной карточкой песню «Все могут короли». Песня покорила всех-от министров до семейных и одиноких женщин и мужчин со сложной личной жизнью. Пугачева продолжала реформировать эстраду и формировать отечественный шоу-бизнес. Она четко следовала написанным вместе с ее режиссером А. Стефановичем правилам «театра одной актрисы, поющей на популярной эстраде» (а их было более 200).

На протяжении многолетней музыкальной карьеры Пугачева работала с разными музыкальными коллективами: была солисткой группы «Новый электрон» Липецкой областной филармонии, в 1972-1973 годах — солисткой эстрадного оркестра под руководством Олега Лундстрема. В 1974-1976 годах выступала в коллективе «Веселые ребята», в 1977-1980 годах — с группой «Ритм». С 1980 года работала с группой «Рецитал» под руководством Юрия Шахназарова.

В конце 1970-х годов Пугачева начала сотрудничать с латышским композитором Раймондом Паулсом. Результатом их творческого союза стала концертная программа «У нас в гостях Маэстро» (1981). Особенной популярностью пользовались песни Паулса «Миллион алых роз», «Еще идут старинные часы», «Маэстро». Вся советская страна замерла, когда под куполом цирка качалась на качелях раскрепощенная, понятная и близкая всем, безумно профессиональная, талантливая и интеллигентная Алла Борисовна Пугачева, напевая сильнейшим и красивым эмоциональным голосом про одинокого художника и великую актрису. Она же впервые в истории русской эстрады садилась за рояль и исполняла вместе с Р. Паулсом сложнейшую песню про свой трепет перед уважаемым и любимым маэстро. Гласность в честном шоу бизнесе началась с данных песен. Она сотрудничала с идеологом демократии А.Н. Яковлевым. С тех пор очень сдержанна в выражении политических взглядов, при всей своей активности. Редко говорит много о таких сильно действующих на массы политиках, как И.В. Сталин, Б.Н. Ельцин и В.В. Путин.

В 1986 году А.Б. Пугачева выступала в Чернобыле. Был выпущен сильнейший альбом «Золотая карусель».

В 1988 году исполнилась давняя мечта Пугачевой: был создан «Театр песни», руководителем которого стала сама певица. В следующем году состоялись гастроли театра во многих городах СССР, выступления в США, Австралии, Корее, в 1990 году — в Австрии и Испании.

Певицей были подготовлены яркие концертные программы: «Женщина, которая поет» (1979), «Монологи певицы» (1981), «Пришла и говорю» (1984), «Алла Пугачева представляет...» (1985), «Рождественские встречи» (с 1988 года), «Поет Алла Пугачева» (1993), «Звездное лето» (1995), «Да» (1998), «Избранное» (1998). Продолжалось плодотворное сотрудничество с успешными в шоу бизнесе композиторами И. Крутым и И. Николаевым.

По всему миру гремела Тина Тернер. В 1997 году Пугачева принимала участие в конкурсе «Евровидение», который проходил в Дублине (Ирландия) с хитом, выпущенным на русском, английском и франзуском языках – «Примадонной». Певица продолжила укрепление традиций искренней живой и очень простой гениальной песни на русской эстраде, надеясь на победу, но победить в «Евровидении» суждено было ее последователю и ученику Д.Билану с песней «Поверь мне» (Believe me) больше, чем через 10 лет.

Как писалось выше, Пугачева снискала успех не только в СССР, но и за рубежом. Она много раз выступала с концертами за границей: в Швеции, Финляндии, Израиле, США, Германии, Канаде и др. Наибольшей популярностью песни Пугачевой пользовались в Швеции и Финляндии, где выходили ее диски. В 1985 году в Финляндии было спущено на воду судно «Алла», названное в честь певицы. Концерты в США в 1998 и 2000 годах также были отмечены восторженными отзывами в СМИ.

В 2009 году певица заявила на пресс-конференции о прекращении гастрольной деятельности из-за, говоря ее словами, «усталости в связках». Она всерьез занимается своим здоровьем, хотя многие советуют обращаться ей в куда лучшие клиники, чем ведущая медицина Израиля, европейских стран и США, в частности лечиться по самым передовым стандартам кремлевских и академических больниц. С главной любимой конкуренткой, народной артисткой ряда республик СССР, в том числе и РСФСР С.М. Ротару была спета любимая молодежью альтернативная песня группы «Тату» «Нас не догонят». В 2009-2010 годах состоялся прощальный мировой тур Аллы Пугачевой с программой «Сны о любви», концерты в рамках которого с наибольшим успехом проходили в Санкт-Петербурге, несмотря на огромную преданность Пугачевой родной столице России Москве. Последний концерт была дан в Софии (Болгария).

Пугачева единственная на эстраде активно участвует в благотворительности, политике, регулярно получает приглашения попробоваться в эстрадно-театральных постановках. Она постоянно заботится, чтобы ее реформирование отечественного шоу бизнеса не привело к стагнации, ограничению медийного пространства популярной музыки и люди увлекались не только ретро, но и знали о современных тенденциях в мировой и российской музыке.

Пугачева-основатель благороднейшей семьи на русской эстраде

Она отличная дочь, мать, тетя сестра, непревзойденная хозяйка-говорили о ней в разные периоды. Ее семью сравнивают с ведущими королевскими семьями, а замок «Белый камень», где она сейчас живет с большой семьей и гостями в деревне Грязь, как знаменитейшие замки, аббатства мира, привлекает всеобщее внимание. Она основатель традиции создавать именные красивейшие особняки для ведущих певцов эстрады, владея сама уникальной фамильной усадьбой в Истре.

Певица очень любила своих уже умерших родителей- серьезного хозяйственного работника в обувной промышленности, талантливого человека, несправедливо репрессированного в годы хрущевского волюнтаризма Бориса Михайловича Пугачева и строжайшую домохозяйку, воспитавшую порядочных детей и внуков Зинаиду Архиповну Пугачеву (в девичестве Одегову). Мама и папа всегда требовательно, очень критически относились к эстрадной деятельности Аллы, мечтая, чтобы она занималась не заработком, а классической музыкой, дирижированием. «Старинные часы», «Осенние листья»--это все посвящения им.

Ее реакции на смерть родителей и брата полковника Евгения Борисовича Пугачева известны. Стоит ли психологически анализировать? Просто члены семьи говорили, что в таком депрессивном горе Примадонну еще никогда не видели, кроме этих прискорбных лет.

А.О. Беляков пишет об этом примерно следующее:

В 1982 году умер Аллин папа — Борис Михайлович. В тот момент рядом с ним не оказалось даже Зинаиды Архиповны—она отдыхала в санатории под Звенигородском.

Когда Алла узнала о смерти отца, с ней случилась настоящая истерика. Она редко когда говорила о Борисе Михайловиче—все больше о маме, но только самые близкие люди знали, как сильно она его любила. Своего веселого доброго папу…

Папу, говорившего на все сложные случаи жизни: «Все будет аляфулюм». Это примерно обозначало, что все будет хорошо, но потом, но обязательно будет…

В октябре 1986 года Пугачева со свитой выступала в Самаре. Перед самым концертом из Москвы звонит Болдин.

- Алла…
- Да, привет, Жекуся. Какие новости?
- Алла, мама умерла…
- Твоя?
- Нет, твоя…

Пугачева выронила помаду, которую держала в правой руке.

Но, всегда, четко зная обязанность решать поставленные перед певицей задачи, через несколько минут Примадонна вышла петь на сцену. «Она отработала весь концерт на «автопилоте», вспоминает Борис Моисеев.-Только в конце спектакля она извинилась перед залом зато, что завтрашнее выступление придется отменить, потому что она едет на похороны матери.

А уже после концерта у себя в гримерке Алла ревела как корова.

Ей все чудилось, что где-то звучит мамин голос, напевающий свои любимые «Осенние листья».

«Пусть годы проходят-живет на Земле любовь
И там, где расстались, мы встретимся нынче вновь
Сильнее разлук
Тепло твоих рук,
Мой верный, единственный друг…».

…В тот день Зинаида Архиповна отправила Кристину на занятия, а сама не спеша пошла в ЖЭК, на собрание местной партийной ячейки-она так до конца дней и оставалась искренней коммунисткой. Буквально на пороге ей стало плохо с сердцем. «Скорая» уже констатировала смерть.

Когда Зинаиду Архиповну хоронили на Кузьминском кладбище (где лежали Аллины бабушка и отец)-сюда, на окраину Москвы, примчалась толпа поклонников Пугачевой. Они заглядывали ей в лицо-плачет или нет? А потом кто-то попросил автограф…

В 2011 году умер от обширного инфаркта брат Пугачевой, Евгений Борисович. Примадонна вспоминала в интервью, что больших физических болей она в жизни не видела, ведь он лечился и умирал у нее на руках…

Скрасило все несчастья лишь рождение внучки Клавдии от любимой и благороднейшей, с точки зрения певицы, дочери, рожденной в замужестве с М. Орбакасом, а также появление на свет замечательных нежно обожаемых всей семьей певицы близнецов Гарри и Лизы. Можно много написать восхищенных слов о личной жизни певицы, но … как правильно написал А.О. Беляков, сам факт создания эссе о А.Б. Пугачеве вселяет такой же трепет, как и труд о Екатерине Великой…

Алла Борисовна Пугачева уже многие годы счастлива в семье, любя и зная, что ее любят. Она достигла жизненной гармонии и самодостаточности, о которой многие мечтают. У нее было 5 мужей (эстрадно-цирковой артист М. Орбакас, режиссер А. Стефанович, продюсер, бизнесмен Е. Болдин, самый популярный певец на эстраде Ф. Киркоров) с последним из которых – 38-летним диссертантом-филологом, певцом и пародистом Максимом Галкиным достигнуто понимание и уважение. Она дала образование любимейшей дочери артистке и певице Кристине Орбакайте, воспитывает вместе с отцом и хозяином замка М. Галкиным двух детей от суррогатной матери Гарри и Лизу. Помогает заниматься воспитанием внуков (детей Кристины): Никиты Преснякова, Денни Байсарова и Клавдии Земцовой. Помогает семьям двух племянников.

Наша любимая Алла Борисовна Пугачева-реформатор отечественной эстрады, строжайшая хозяйка, «жесткая, но справедливая женщина-полицейский в деле решения конфликтов», успешнейший бизнесмен в шоу бизнесе, заботливая, любящая мать трех детей, блестящая, любящая жена и очень старательный, добросовестный, трудолюбивый человек. Она всегда чувствовала себя особенной женщиной, голос которой обладает непревзойденной притягательностью, как лирическая героиня упоминаемой ранее песни «Бог с тобой», написанной и блестяще исполненной со слезами на глазах, знаменитым прыжком на сцене, выше всех мировых рок и поп звезд. Она о семейной личности, как и ее «Не отрекаются любя», «Сильная женщина». Наша любимая дама сердца виднейших деятелей культуры, первая леди эстрады много пыталась написать посвящения-молитвы своим родителям и детям. И спеть такую песню о вечных ценностях непревзойденным контральто, меццо-сопрано, драматическим сопрано в классической лирической манере с блюзовой хрипотцой и силой, как у Ф. Меркури. А пока одно из последних посвящение семье, после «Внука Егорушки», «Доченьки», блестящего «Приглашения на закат»-это «Опять метель», спетая с любимой дочерью Кристиной Орбакайте:

За тобой не закрывая дверь
Я живу уже который год
И с тех пор отсчёт моих нечаянных потерь
Остановленный кого-то ждёт
Опять метель
И мается былое в темноте
Опять метель
Две вечности сошлись в один короткий день
Короткий день...
Ты меня не ведая прости
На пороге долго не томись
Ведь теперь у нашей повторившейся любви
Станет сроком давности - вся жизнь

Научимся у Примадонны любви. Любви с заглавной буквы. Любви, а значит силе прощения и понимания. И даже, если любовь-это работа-она все равно остается любовью.

Перед Вами были всего лишь художественные зарисовки, самое маленькое эссе, попытка панегирической речи любимейшей и талантливейшей певице с голосом, чище и звонче, чем у М.Пахоменко, А.Герман, Э.Пьехи. Она-гений, говоря ее словами, русская талантливая «кружевница», продолжившая патриотический подъем нации вслед за Л. Зыкиной, с которой вместе с Л.Утесовым выступала на советском «концерте века», проводимым знаменитым конферансье Б.Бруновым. Народная артистка РСФСР, имеющая все мыслимые награды, исполнила более 300 песен, создала золотую коллекцию дисков, ордена за заслуги перед Отечеством единственная так проникновенно исполнила романс в знаменитейшем фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром», который имеет гениальное название «Мне нравится, что Вы больны не мной…». Лирика ее романсовых песен, баллад, такого же сильного уровня, как у А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой. Алла Борисовна Пугачева-основоположник уникального явления «театра эстрадной песни», песни, близкой и понятной разносторонне развитым людям, миллионы из которых были воспитаны искренними монологическими выступлениями Примадонны. Эти строки, подобны тем хвалебным посвящениям профессорам и академикам, которые публикуют в «Живом журнале» мои однокурсники-историки, политологи, социологи и религиоведы, а также коллеги-критики. Надеюсь, что наши современники-профессионалы, студенты и ученики смогут написать намного более талантливый очерк про Примадонну. А пока заканчиваю ее словами «Если данная работа затронула Ваши душу и мысли, то большей награды мне и не надо».

Санкт-Петербург, 2015



Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru