"Сны о любви" - это цельный огромный моноспектакль мирового масштаба Мы пришли в гости к Александру Левшину, замечательному музыканту группы "Рецитал", которую мы все так любим, и так хорошо поговорили, что из этого разговора, как оказалось, можно не одно интервью сделать. Что мы, не мудрствуя лукаво, и сделали. Тем более что о чем бы ни говорили, рано или поздно беседа наша, так или иначе, касалась Аллы Пугачевой (хотя перед началом Левшин попросил про А.Б. не спрашивать, и мы не спрашивали). В итоге в эту публикацию вошли те фрагменты, которые не попали в интервью для портала Тусовка. А.Л. - Я около 30 лет с Пугачевой работаю, это для многих уже не секрет, и я задавал себе вопрос, почему я нахожусь так долго около этой большой актрисы, личности? Прежде всего, потому, что мне нравится та мотивация внутренних резонансов, которая существует между ней и нами, музыкантами, мной в том числе - я питаюсь этими тонкими резонансными отношениями, которые мало кто из артистов на сцене может вот так выстроить. А у Аллы Пугачевой эта связь внутренняя тонкая, наверно, важнее, чем музыка, в чем ты одет, как себя чувствуешь. Она может простить человеку все, если она посмотрела ему в глаза, и между ней и им возник вот этот внутренний виртуальный мост. Вот этот виртуальный мост, вероятно, и есть самое главное, что может быть на сцене. Потому что если она умеет обмениваться с залом своими эмоциями, именно обмениваться, а не дарить радость, как некоторые говорят, или получать аплодисменты... Вот если б этого не происходило, наверно, было бы как у всех. А у нее есть это некое феноменальное качество. И я увлечен этим. Меня это притягивает.
Е.А. - Конечно, важно, чтоб эмоции перетекали туда-сюда. А.Л. - Для этого и живем собственно. Вот если жить скучно, прагматично, уныло - отсечь энергетику людей, просто сказать, я самодостаточен, пошли вы все в баню, мне кажется, что это неправильно. У нас есть некий коллективный разум, в который хочется окунуться.
Е.А. - Это еще потому, что на телевидении с упоением все это смакует - могли бы спрашивать о достижениях каких-то творческих, но нет, будут мусолить, кто с кем пришел, почему, например, на премьере фильма "Царь" Домогаров не любезен... А.Л. - И кто кому навредил – больной вопрос. А что касается Домогарова, то у него просто такая маска - надменный и молчаливый. Я работал режиссером на международном фестивале Булата Окуджавы в Польше, и он был одним из соведущих. Очень милый, очень контактный, замечательный парень. Просто он звезда, многие к нему пристают, вот он и одел маску неприступности. Он даже пробежал мимо меня в Домодедово как-то. И не поздоровался. Не потому что он ко мне плохо относится, а потому что он выключен - ему надо проскочить до VIP-зала, закрыться, и тогда можно расслабиться. Хотя это тоже игра в какой-то степени. Е.А. - А в результате получаются передачи типа "Конкурентки Пугачевой". Когда откопали Зарубину, Анциферову, Лику Стар, все они, оказывается, были конкурентками. Только мы этого не заметили. А.Л. - А вы знаете мнение Аллы Борисовны по этому поводу? В.Б. - Она видела? А.Л. - Да, она видела, она смотрела эту передачу и сказала фразу, с которой я полностью согласен. Сказала – бедные ребята, они говорили это не впрямую, это был длинный разговор, и их слова вырвали из контекста, повернули в самую неудачную форму, в которой нет искренности. Т.е. их развернули в искусственный ракурс. Она, кстати, не обиделась и не огорчилась, она просто пожалела, что их подставили. Я с ней 100% согласен – нельзя так подставлять. Что значит, она мне перешла дорогу? Да никто никому дорогу не переходит. Понятно, что
эстрада монополизирована, как любой другой вид деятельности. Попробуй, зайди в документалистику. Там сидят 100 документалистов, которые неохотно пустят еще 5-6 человек. Пока ты войдешь в эту историю... Как космонавты… Попробуй в Звездный городок приди и скажи - я хочу быть космонавтом, я умею все то же, что и другие космонавты. Нет, для этого нужно какой-то путь пройти. Зарекомендовать себя. Так же и на эстраде. Человек выходит на сцену, он должен сначала понравиться редакторам, директорам, а потом понравиться людям. И только после этого ты становишься своим.
Е.А. - Ну да, и вот, что она хочет? Что ее тут кто-то раскручивать будет? Пока она во Флориде загорает? А.Л. - Шуфутинский в Нью-Йорке записал первую компакт-кассету своих песен, и когда ему Лещенко и Винокур сказали, что его вся страна поет, он бросил эмиграцию и поехал зарабатывать деньги. Он пошел на сцену, и он сейчас известный шансонье, известный певец. Он просто умный, он понял, что раз есть успех, надо идти в этот успех. Успенская тоже, записала альбом – Гарри Голд и Илья Резник ей его сделали, и вся страна запела про кабриолет. Практически, кстати, вся эта тема началась при нас, когда мы были долго там, в Америке. И что получилось, Успенская вернулась в Москву - она практически все деньги заработала здесь. Так что все эти разговоры про «запретила» это все кокетство и зависть. Е.А. - Кстати, про Америку. Сильно изменилось, как проходили гастроли тогда и теперь? А.Л. - В Америке все изменилось так же радикально, как у нас. У них не было Советского Союза и России. Но это не важно. Весь мир менялся. Просто у нас радикально поменялись еще и названия, и этикетки... Америка раньше была социально-бытовым раем, с правом на американскую удачу, на американскую сказку, когда каждый человек может стать миллионером, звездой, и из трущоб выйти и добиться всего. А теперь Америка стала более бедная, люди сильно обнищали, они стали тревожиться насчет будущего, так же как и мы. Мы тоже каждый день живет
добычей каких-то денег, какого-то успеха. Жизнь стала жесткая. В Америке все то же самое. Люди стали считать деньги, если раньше ходили на концерты семьями, то сейчас наши знакомые приходят и говорят, слушай, нас 10 человек, но можем пойти только вчетвером. По таким деньгам. На концерт Пугачевой прокатчики ставят большие деньги за билеты. И потом, если раньше проезд-питание-гостиница стоили копейки, сейчас это составляет 2/3 расходов.
Е.А. - Но кстати, там в Германии существенно дешевле билеты, чем в Кремль. Наша подруга купила в Дюссельдорфе билет на 2 ряд в центр за 150 евро. А.Л. - Насчет Кремля. Дело в том, что Кремль не являлся просто концертной программой. Это был проект глобального масштаба. Это сразу огромные декорации, огромные затраты, техника, съемка... И был огромный бюджет, чтобы создать весь масштаб, Краснов-дизайн, пиар-компания, пресс-конференция, это все единая цифра, мне кажется, из-за этого билеты были дорогие. Меня попросили хорошие знакомые, я им покупал билеты, 3 или 5 ряд стоили, по-моему, по 15 или 20 тысяч рублей. Но вообще это вопрос к прокатчикам. Концертом в Кремле, насколько я знаю, занимались Достман, Кремль и РТР. Е.А. - Кстати, насчет Кремля, декорации - да, все это впечатляло, но мне как-то показалось, что в начале концерта видеоряд был более интересный, а потом появилось ощущение, что он уже делался на скорую руку. А.Л. - Я могу сказать, что это цельный огромный моноспектакль мирового масштаба. Там все очень продумано. И Алла как режиссер и как актриса сделала очень цельную программу. Если посмотреть беспристрастно дома по ТВ этот концерт и сделать его разбор, видно, что он очень хорошо выстроен режиссерски. Нет ни одной дырки, нет ни одной слабости, каждая песня сопряжена с какими-то мизансценами, с трансформациями сцены, клипами, которые делались на каждую песню в синхроне с музыкой. Там была проделана огромная работа. Она просто ушла в декорацию спектакля, который имитировал всеми средствами как вхождение Алисы в страну чудес, что Алла вошла в собственные сны. Вот эта трансформация драматургическая получилась. В Кремле особенно. Но когда мы избавились от таблетки, то Алле стало свободней на сцене, потому что зеркало сцены стало освещаться тем же самым видеоизображением. Она стала свободней перемещаться, у нее появилось новые рисунки интересные. Это другой спектакль немножко, облегченный, но в то же время это те же самые сны. В.Б. - Странная ситуация, она начала с Москвы эту программу, это впервые, потому что Москвой она всегда заканчивала... А.Л. - Закончит она, наверно, в Липецке. Ведь она в Липецке начала - "Новый электрон", Юлик Слободкин, Виталик Кретюк... Валера Приказчиков, мой товарищ, царствие ему небесное, я с ним работал в ВИА «Коробейники», и я еще Аллы не знал, а с ним я уже на кухне сидел вместе с Володей Мулявиным, они были большие друзья, мы на трех гитарах играли на кухне на квартире на Коломенской. Так я с Мулявиным познакомился, с "Песнярами", потом часто встречались на гастролях.
Е.А. - Много кого вспомнили, давайте еще Кальянова вспомним, а то его что-то не видно последнее время... А.Л. - Его знаменитая фраза - Мама, а может к-водоч-к-ки? В то время, когда мы все были молодые и веселые, у нас были застолья, не в смысле пьянства, мы приезжали, общались. Потом Кальянов из звукорежиссера превратился в хозяина студии известной. Потом стал шансонье. С помощью Аллы Пугачевой. Е.А. - И с вашим участием… А.Л. - Да, мы с Игорем записали ему первые три песни. «Свежий запах лип» я первый спел. Потом мы ему отдали. «Жена, жена», «Муха», «Пляжи»… Позже первый альбом появился. Мы записали все между концертами с СКК в Ленинграде, а не в студии. Просто магнитофон поставили и сыграли два раза подряд. И он потом спел. Вот так получился первый альбом. Просто хорошо играем, сразу чисто – с начала до конца. Кальян стал известный шансонье, он стал ездить по концертам, у него появился хороший репертуар. Конечно, это его отодвинуло. Игорь
Николаев тоже стал популярный автор-исполнитель, композитор. Тоже жизнь его вытеснила на звездный путь. Гастроли разные, города разные, жизнь разная.
В.Б. - Там ведь несколько вариантов получилось? Потому что у Резника на юбилейных концертах был другой вариант этой песни... А.Л. - Да, но вот эта фонограмма создавалась в течение двух с половиной месяцев, и я считаю, это произведение искусства.
Е.А. - А вы дневники не вели? А.Л. - Нет. Но у меня, единственного музыканта Аллы Пугачевой, есть видеоархив. Я всю жизнь с камерой, это мой режиссерский зуд. Некоторые хроники использовало НТВ, мой сын работал с архивами ко дню рождения Аллы Пугачевой. У меня очень много зафиксировано встреч с разными известными людьми. Это очень редко. Пока другие вместе с великими людьми братались и выпивали-кушали, я ходил и снимал. Алла уже привыкла к этому, но она все время рано или поздно говорила – хватит снимать, иди сюда. Бросай камеру. Сколько раз она мне это в
камеру говорила. Зато благодаря тому, что я все время снимал какой-то длительный период жизни, у меня сегодня хроники, и мы с сыном смотрим, сидим, я могу рассказать ему, кто был за столом. Вот мы приехали с концерта сели ужинать, и с нами были великие люди.
|