КРИСТИНА ОРБАКАЙТЕ НА ФОНЕ ИЛЛЮЗИЙ РОССИЙСКОГО ШОУ-БИЗНЕСА

Кристину Орбакайте всегда будут сравнивать. И понятно, с кем. Кстати, она сама напрашивается на такого рода параллели исполнением песен из репертуара Аллы Пугачевой, дочерью которой она, как известно, является. Так вот, собираясь на концерт певицы в ЦГКЗ "Россия" 17 марта, я поймала себя на одной мысли, которая показалась мне достаточно занятной. Идея такова. Впервые выступление Аллы Пугачевой мне довелось увидеть в самом начале 1979 года. Тогда ей еще не исполнилось и 30, т.е. было примерно столько же, сколько сейчас ее дочери.
Но в отличие от Кристины, которую никому и в голову не приходит называть Кристиной Эдмундовной, Аллу Борисовну уже тогда в прессе называли не иначе, как по имени-отчеству. И не только потому, что за ее плечами к тому моменту были и "Золотой Орфей", и Сопот, и фильм "Женщина, которая поет"... У Кристины Орбакайте послужной список тоже не маленький и включает и несколько кинофильмов от "Чучело" до "Фары", и штук 20 клипов, и Всемирную Музыкальную Премию, и замечательные театральные работы... Но… все дело в общественном резонансе каждого из этих творческих достижений, т.е. в сущности, в их содержательной стороне. И вот значимость всех этих вех творческого пути в силу различных причин совершенно разная.
10 лет назад мы все хотели, чтобы у нас тоже был свой шоу-бизнес. Как на Западе. Чтобы все было круто, по-взрослому. Теперь можно сказать, плохой ли, хороший ли, шоу-бизнес у нас есть. Но имеет ли это хоть какое-то отношение к искусству, пусть даже и эстрадному? Не уверена. К сожалению, отечественный шоу-бизнес пока только научился производить то, что хорошо продается, и совсем не умеет продавать то, что является продуктом творческих исканий художника. Все-таки когда говорят о продукте применительно к бизнесу, речь идет о потреблении, а когда о продукте в области искусства - о сопереживании. И это большая разница, хотя и то, и другое стоит денег. Увы, песня в подавляющем большинстве стала элементом продуктового набора. И для ее продвижения на рынке упор делается, в основном, на упаковку, на раскрутку, на отдачу, в конечном итоге, вложенных средств. А что же остается для души? Когда как. Реалии нашей жизни таковы, что иллюзиям в ней места почти не осталось.
Но все-таки они есть. Иначе концертные залы бы пустовали. А это не так. В частности, интерес к выступлению самой стильной, по утверждению знатоков, российской исполнительницы был очевиден. И, надо сказать, интерес совершенно оправданный зрительским успехом: полный зал, обилие цветов, благодарный прием публики. Однако что касается чисто творческих моментов, тут не все так однозначно. Если разложить концерт на составляющие, то в целом, претензий нет никаких. Субъективно, наверно, можно к чему-то и придраться, но это уже будет чистой воды вкусовщина.
Продуманные и функциональные декорации Б.Краснова, динамизм постановки, антураж в виде выступления балета "Тодес", разнообразие визуальных образов заслуживают всяческих похвал, да и в музыкальном отношении Кристине удалось достичь определенного разнообразия - сопровождение вокальной группы сделало разговоры о "слабом голосе" до известной степени беспочвенными. Однако содержательная сторона шоу оставляет желать лучшего, что стало в соответствии с современными тенденциями развития жанра слабым местом для большинства наших сегодняшних эстрадных звезд. Услаждать слух и радовать глаз - с этим у нас сейчас проблем нет. А вот по поводу вопроса, ради чего это все собственно затевается, не знаешь, что и сказать. Отчасти, такая ситуация, очевидно, связана с тем, что основной концертной площадкой для наших поп-звезд в последнее время стали сцены ночных клубов, где задачей усладить и порадовать все, естественно, и ограничивается.
Так вот в чем смысловая нагрузка выступления Кристины Орбакайте, каков его посыл, то, что называется модным словом message? Я бы затруднилась с формулировкой. Личные переживания певица не спешит доверять залу, и на этом фоне финал песни "Ты на свете есть", обыгранный, наверняка, не без известного влияния, как обращение к публике: "Теперь я знаю, вы на свете есть…" - выглядит, мягко говоря, "притянутым за уши". Противопоставления себя окружающему миру с его установившимися правилами тоже не наблюдается. А это, кстати, те два краеугольных камня, на которых в творчестве Аллы Пугачевой было построено очень многое. И именно насыщение каким-то внутренним смыслом исполнения даже трехминутной песни позволило в свое время заговорить о ее театре песни.
Можно было бы сказать, что идеей концерта стало осмысление многообразия мира, различных проявлений человеческих чувств, но это такие, как говорят социологи, "слова-контейнеры", которые можно наполнить любым содержанием и следовательно обозначить ими любое мероприятие. А ведь отсутствие основной идеи порождает и отсутствие должной энергетики. Контакт певицы с залом налицо, но что значит контакт сам по себе? Ничего. Искра должна возникнуть, искра. Пусть не та, из которой возгорится пламя, но все-таки способная хоть кого-то зажечь.
Однако эмоциональная полнота зрительных образов, даже таких прекрасно выстроенных, как у Орбакайте, не может возникнуть на ровном месте. И это при том, что, еще раз повторю, шоу просто замечательное, с печатью добротности на каждой из его компонент, честно и грамотно отработанное. Все равно, несмотря на все технологические достижения последних 20 лет по накалу страстей он проигрывает тому самому выступлению Аллы Пугачевой, с напоминания о котором я начала эту публикацию.
Все разговоры последнего времени о самовыражении, о свободе творчества и т.д. как-то так сместили акценты в цепочке "мысль - воплощение мысли", что первая составляющая этой цепи стала как бы и не обязательной. Именно поэтому, мне кажется, сейчас наблюдается такой крен в сторону постановочной части - чтобы за яркостью, броскостью скрыть изначальную неполноценность замысла. При этом, понятно, что замысел - субстанция очень тонкая.
Какой-нибудь концерт типа "Рок против наркотиков" хотя и выносит основную идею в собственное название, зачастую содержательней от этого не становится. Замысел вообще не может быть слишком всеобъемлющим. Но он не может быть и чересчур размытым. Стержень, на который могут быть нанизаны самые разные образы, демонстрирующие вариантность той или иной идеи, ее многомерность и многогранность необходим артисту так же, как, скажем, писателю сюжет. Должен же у него быть какой-то двигатель внутреннего сгорания, иначе не будет движения ни мыслей, ни чувств, физически ощущаемого присутствующими. Для чего-то же мы пришли в этот мир. Не для того же, чтоб вылезти из памперса, пива попить, закусить сникерсом да выкурить сигаретку с золотым фильтром, как можно подумать, если судить по нашему телевидению.
Вообще, это довольно объемная проблема - с одной стороны, бывает, что артисту нечего сказать, но с другой стороны, хочет ли на самом деле публика что-то от него услышать? Что сейчас больше всего востребовано аудиторией? Суррогат духовной пищи. Соответствие определенному стандарту, своего рода музыкальный макдональдс. Эстрада в какой-то степени стала эквивалентна телевизионной продукции, точнее, телесериалам. Ставка обеими сторонами (и зрителями, и исполнителями) делается на предсказуемость. Почему? Потому что среднестатистическая посещаемость зрелищных мероприятий даже для Москвы по экономическим, прежде всего, причинам чрезвычайно низкая. Куда пойдет человек, который редко обедает вне дома? В макдональс (где его, во-первых, не отравят, а, во-вторых, известно, чем накормят) или в ресторан (где он и не знает, что заказать, во сколько ему это обойдется и т.д.)? Ответ очевиден.
Так же и с концертами - зритель скорее пойдет на хорошо прогнозируемое мероприятие, чем на нечто непредсказуемое, что сделал бы, если бы посещал концерты регулярно, т.е. был бы музыкальным гурманом. Поэтому исполнитель, со своей стороны, не может позволить себе выйти за рамки уже сложившегося в массовом сознании образа - не поймут. Хотя, может быть, это еще одна иллюзия? Все-таки Кристина Орбакайте слишком хороша, чтобы быть шестеренкой в скучной машине шоу-бизнеса.

Екатерина Архипова



Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru