#!/usr/bin/php-cgi Елена Романова - Виртуальная галерея

Е.Романова Портрет певицы Аллы Пугачевой 1977

ЕЛЕНА РОМАНОВА

... Я решила попытаться написать портрет певицы Аллы Пугачевой. Решила сделать то, что обдумывала уже давно. Мне импонировало многое в ней — неприглаженность, самоирония, юмор, темперамент, словом, неповторимость. Нравилось даже то, что больше всего раздражало многих эстетов — как она одевается. Было в ней и до сих пор есть озорство, способность к мгновенной импровизации. Зимой 1977 года я ей позвонила и рассказала о своем намерении. Алла пригласила меня на большой концерт во Дворец спорта, где пела в одном из его номеров. Здесь мы впервые увиделись и познакомились. Она приехала с дочкой Кристиной, которой тогда было лет пять. И хотя мне показалось, что спела она свои две песни прекрасно, да и зрители долго не отпускали ее со сцены, сама же певица была так неподдельно огорчена, что мне оставалось только поразиться ее строгой требовательности к себе. После концерта она только и повторяла: «Когда так все неудачно, как сегодня — ну все, все пришли!» — имея в виду своих друзей и, наверное, меня, коль скоро я была первый раз на этом ее выступлении. Настроение Аллы явно улучшилось, когда ей передали букет алых гвоздик, который просил вручить ей священник. Она даже переспросила: «Священник?» — и улыбнулась. Начать нашу совместную работу представилась возможность весной 1977 года. В апреле мы договорились о встрече, она назначила ее на квартире у своей мамы — Зинаиды Архиповны. С большой папкой в назначенное время я поехала туда, думая дорогой о возможных поворотах разговора, о нашем общении. Пугачевой предстояла весенняя сессия в ГИТИСе, студенткой режиссерского факультета которого она была. Пока мы работали, она позировала, я ее рисовала и невольно наблюдала. Что мне больше всего импонировало и было, пожалуй, главным в ней — это органическая нетерпимость к фальши и лицемерию. Е.Романова Портрет певицы Аллы Пугачевой 1977
Жаль, что тогда, в 1977 году, Алла Борисовна не смогла больше выкроить время для сеансов. Такая ситуация не раз возникала в моей творческой жизни. Люди, по-настоящему захватившие твое воображение, портреты которых мечтаешь написать, увы, живущие очень часто в бешеном ритме сегодняшней жизни, не могут уделить время для позирования художнику. Алла Пугачева искренне хотела помочь совместной работе, но обстоятельства были сильнее. Свое ощущение ее творчества я пыталась выразить в портрете, который писала под впечатлением именно от того одного сеанса, того концерта и, конечно, слушая записи в ее исполнении. |
Каждый раз, загоревшись человеком, его обликом, его талантом, всем, что составляет его неповторимое своеобразие, встречаешься с новыми трудностями. И каждый раз понимаешь, что они неизбежны, потому что это талантливые люди, а значит, и сложные характеры, и потому что у каждой картины складывается своя судьба. Есть работы со счастливой судьбой и есть несчастливые...
Мне еще раз довелось побывать в доме родителей Аллы Пугачевой. О фильме «Чучело» было много восторженных отзывов, но, честно говоря, я шла на него со спокойным сердцем. Хорошие киноленты бывают, фильмы-откровения — очень редко. Впечатление от «Чучела» было огромное! Первое время даже трудно было думать о чем-то другом, перед глазами все стояла девочка, слышался ее голос. Поразительно, как она, совсем еще ребенок, сумела не сыграть — прожить такую судьбу. Фильм о неблагополучии благополучного поколения. Но для меня самое главное в нем — образ этой девочки, она предстала подлинной личностью. Ее странно подвижное, выразительное лицо, ее глаза, пластика движений угловатой, длиннорукой, длинноногой фигуры — все соединилось в тот образ, который уже как бы давно существовал во мне, а здесь он реальный, наполненный жизнью. Было в нем что-то и от образов итальянского искусства эпохи Возрождения. Я спросила у Зинаиды Архиповны, не может ли ее внучка мне попозировать. Она ответила, что решают мать и дочь, обещала поговорить с ними.
В дальнейших телефонных переговорах я слышала отрицательный ответ. Пугачева категорически сказала, что «дочке рано на портрет». Но я не отступала. И спустя две недели Алла Борисовна «сдалась». Сделала рисунок-этюд с натуры. Кристине — тринадцать лет, она уже не та, какой была в пору съемок. Мне позировала очень юная стройная девушка-подросток с детским выражением лица, но без прежней угловатости. Но мне хотелось идти дальше именно от того ее кинематографического образа. Были весенние каникулы. Кристина позировала прекрасно, ухитряясь, правда, смотреть детские фильмы по телевизору. Звонил телефон, ее вызывали подруги. «Это из нашего фильма «Чучело» — друзья», — улыбаясь, сказала она. И рассказала, какая дружба завязалась у нее с ребятами, исполнителями ролей ее «обидчиков». Как порой нелегко им было войти в свои роли. И мне показалось, что фильм этот явился не только потрясением для зрителей, но и стал незабываемым нравственным уроком для детей, снимавшихся в нем. Временами бабушка подходила и с интересом заглядывала в мой рисунок. В этом доме ощущалась атмосфера требовательной любви, полного взаимопонимания между бабушкой и внучкой. Недавно в мою мастерскую приезжал гость АПН, журналист из Швейцарии. Он не видел фильма «Чучело» и тем более не читал повести В. Железникова. Его реакция на мой портрет Кристины была мне особенно интересна. Он долго его рассматривал, а потом сказал: «Как она одинока, эта девочка»...

Елена Романова
"Советский художник" 1990

галерея Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100