ПУГАЧЕВА АЛЛА БОРИСОВНА

(род. в 1949 г.) эстрадная певица, композитор

Говорят, что уже в шестнадцать лет Пугачеву называли не иначе, как Алла Борисовна. И это, пожалуй, не случайно. Очевидно, в ней с детства проявлялась так свойственная натуре взрослой Аллы Борисовны всепобеждающая энергия, и, возможно, люди уже тогда догадывались, что эту девочку ждет большое будущее. Теперь-то ни у кого нет сомнения в том, что Алла Борисовна Пугачева — сильная личность, которая умеет постоять за себя и знает себе цену. -Поэтому даже самые циничные журналисты, которые привыкли обращаться со звездами запанибрата, именуют ее уважительно, по имени и отчеству, и называют «королевой эстрады».
Но как удивятся многочисленные поклонники певицы, когда узнают, что в детстве она была совсем другой — очень нерешительной и закомплексованной девочкой! Иначе как еще оценить ее признание, которое она сделала уже будучи известной певицей: «Я с детства любила петь. И боялась это делать. Аккомпанировала другим, помогала подругам ставить песни на школьных концертах. А сама... Сочиняла песни и пела их в пустой комнате, когда дома никого не было. Стеснялась, что плохо это делаю. И в музыкальном училище занималась не вокалом, а на дирижерско-хоровом факультете...» Однако это же признание говорит о сильной воле Аллы Пугачевой. Она сумела преодолеть себя и стала прославленной певицей. Путь Аллы Борисовны Пугачевой — это путь от солистки провинциального вокально-инструментального ансамбля до звезды с мировым именем. Но расскажем обо всем по порядку.
Алла Пугачева родилась после войны, в 1949 году. Ее мать, Зинаида Архиповна, во время войны находилась в составе частей ПВО, защищавших Москву. В отличие от многих других современных певиц, Алла Борисовна получила хорошее профессиональное образование: закончила дирижерско-хо-ровое отделение Музыкального училища им. Ипполитова-Иванова, а в 1981 году — факультет театральной режиссуры Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского.
Своеобразной школой стала и работа в ансамблях, вначале в липецком «Новом электроне», потом в качестве солистки известного оркестра О.Лундстрема, а затем и в ансамбле «Веселые ребята» под руководством П.Слободкина. Первый серьезный успех пришел к Алле Пугачевой, когда она осенью 1974 года на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады получила третью премию за песню «Посидим-поокаем». Из трехминутной песни певица практически создала шутливую репризу, проявив себя и как драматическая актриса.
А через год имя Аллы Пугачевой становится одним из самых популярных на эстраде. Она приняла участие в международном фестивале песни «Золотой Орфей» в Болгарии и получила Гран-при за песню «Арлекино». Это стало приятной неожиданностью не только для певицы, но и для болгарского композитора Эмила Димитрова, так как эта его песня была уже хорошо известна, ее исполняли многие певцы, и никто не ждал открытий от ее нового исполнения. Но Алла Пугачева сделала такое открытие. Ее исполнение произвело большое впечатление на жюри и на публику. По выражению Димитрова, Пугачева стала «сюрпризом фестиваля». Так после «Арлекино» R Пугачевой пришла мировая известность.
Объясняя успех молодой певицы, критики писали: «Это было в полном смысле открытие великолепных вокальных данных, голоса, в красках которого певица сумела передать глубочайшую тоску, боль, тщательно спрятанные под маской хохочущего паяца, его надежды, мечты». С тех пор Алла Пугачева стала знаменитой, а некоторое время спустя в народе появился анекдот, который люди с удовольствием рассказывали друг другу: «Вы знаете, кто такой Брежнев? Это мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачевой».
И это тоже не случайно, поскольку Пугачева создала свою эпоху песенного искусства, выражением которой стал ее собственный стиль. Ему тут же стали подражать другие певицы, но Пугачева была неповторима; если она однажды исполнила какую-то песню, то другим исполнителям уже не стоило за нее браться — лучше Пугачевой они все равно эту песню спеть не могли.
Большую роль сыграли, конечно, режиссерская подготовка и талант Аллы Борисовны как комедийно-драматической актрисы, каждую свою песню она умеет не только спеть, но и сыграть так, как будто перед зрителем разворачивается маленькая новелла. Этому также способствует каждый раз новый сценический образ Пугачевой. Она не устает удивлять поклонников своими оригинальными сценическими туалетами и прическами. Но главное, пожалуй, не в этом. Пугачева не столько оригинальна, сколько самобытна, во всех своих песнях она прежде всего выражает себя. «С первых шагов на сцене я старалась пением и игрой передать свое мироощущение. Все, о чем я пою, — искреннее выражение моих мыслей, моего отношения к жизни. Для меня сценический образ как скульптура — кусок мрамора, от которого я отсекаю все лишнее».
Большинство песен Аллы Пугачевой становились не только хитами, но и своеобразными «визитными карточками» певицы. Так произошло и с ее песней «Все могут короли», представленной на конкурс Интервидения в Сопоте. Пугачева получила Гран-при, а песня стала поистине народной.
С 1978 года Пугачева «открывает» для себя сразу две сферы деятельности. Она подготовила свою первую сольную программу «Монолог певицы» и сыграла главную роль в фильме «Женщина, которая поет», который многие зрители не без основания восприняли как художественное отображение творческой биографии певицы. Через несколько лет на той же киностудии «Мосфильм» вышел еще один, на этот раз документальный (от ред. - фильм, конечно вовсе не документальный) фильм — «Пришла и говорю», в котором также отразилась, творческая судьба Аллы Пугачевой, затем увидел свет художественный фильм «Алла» (от ред. - такого фильма нет, это было первоначальным названием фильма "Пришла и говорю"). Режиссер фильма «Женщина, которая поет», так рассказывал о своей работе с Аллой Борисовной: «Я знал, что Алла Пугачева много лет ждала момента, когда она сама будет не только петь в картине, но и играть. Но, согласитесь, талант певицы и дарование драматической актрисы имеют разную основу. Одно дело — «проживать жизнь» персонажа в песне, другое дело — жить этой жизнью в кадре.
Но первые же репетиции, первые кинопробы напрочь отбросили сомнения относительно актерских способностей Пугачевой».
Что же касается сольных программ певицы, то и их премьеры каждый раз становились событием. В 1981 году Пугачева показала зрителям свою программу «Как тревожен этот путь», через три года подготовила новую — «Пришла и говорю». Сольные программы Пугачевой всегда тщательно подготовлены, в них все продумано до мельчайших деталей, и все-таки они воспринимаются как неожиданная и блистательная импровизация. Причем Алла Борисовна во все вникает сама, выступая в своих программах как главный режиссер-постановщик, продюсер, автор сценария и главный исполнитель. Она сама работает без устали и не дает расслабляться другим. Недаром знаменитый дизайнер Валентин Юдашкин говорит, что Пугачева действует на него как адреналин, заставляя все время придумывать что-то новенькое. В этом отношении типичны традиционные ежегодные «Рождественские вечера», где Пугачева одной из первых рискнула выступить перед многотысячной аудиторией на стадионе.
Некоторые из сольных программ были записаны на 10 дисков-гигантов, из которых два вышли на иностранных языках. Свои песни Пугачева пела также в фильмах «Сезон чудес» и «Любовью за любовь». Лучшие из них она потом объединила в еще один диск. Он состоит из 36 песен, созданных в течение 12 лет. Этот диск певица назвала своим именем — «Алла» (от ред. - ???).
И все-таки, несмотря на некоторый эпатаж, который наблюдается в поведении Пугачевой, никак не скажешь, что она больна звездной болезнью. Ведь она стала звездой благодаря титаническому труду и в своей жизни испытала немало лишений. Скорее всего, правы те ее поклонники, которые говорят: «Пусть Алла живет так, как хочет, она этого заслужила». Певица просто знает свое место в «табели о рангах», ведь мало кто из эстрадных исполнителей получил столько премий, зарубежных и российских, среди которых есть и последние, 1995 года, престижные российские премии «Овация» и «Звезда».
Еще одна сторона таланта Пугачевой — сочинение музыки. С этим связан один интересный момент из жизни певицы. Она долгое время никому не рассказывала о том, что сама пишет музыку, говорила, что все это принадлежит некоему композитору Борису Горбоносу. В конце концов ей поверили, хотя удивлялись, почему же он скрывается так, что с ним никто не знаком. У Пугачевой и на этот случай была уже заготовлена целая легенда. Она очень трогатель но рассказывала всем, какой ее композитор нелюдим, какой он больной человек, что сам никуда ходить не может и не хочет. Во время съемок фильма «Женщина, которая поет», где она исполняла песни на свою музыку, ей даже пришлось загримироваться под своего композитора-невидимку, попросить знакомого фотографа снять ее в таком виде и принести фотографии .«Борис Горбонос за работой» на студию. И только после того, как ее песня победила на конкурсе «Песня года», ей пришлось раскрыть псевдоним и объявить себя композитором.
Тексты для своих песен она берет обычно из женской поэзии, отдавая предпочтение поэтам «серебряного века». Интересно также и то, что Пугачева не поет народных песен, она исключила их из своего репертуара еще в ранней молодости.
Конечно, у Аллы Пугачевой есть не только поклонники, но и недоброжелатели, хотя их совсем немного. Было, однако, время, когда они распускали слухи, что Пугачеву не принимают на Западе, поскольку не считают ее даже более-менее приличной певицей. И тем не менее Пугачева объездила со своими гастролями не только весь Советский Союз, но и практически всю Европу. Она побывала также в США, Германии, Индии, других странах. Во время гастролей во Франции певице предоставили возможность выступить в знаменитом французском зале «Олимпия», где некогда пела Эдит Пиаф.
В конце 1995 года Пугачева объявила о том, что покидает сцену. Однако этому мало кто поверил: ведь у Аллы Борисовны еще не наступил тот предел, за которым следует творческое увядание. Но, очевидно, она приняла серьезное решение и оставила для себя только свой выстраданный «Театр песни Аллы Пугачевой», которым самозабвенно занимается, воспитывая там своих учеников.
Однако Алла Борисовна Пугачева не какая-то второстепенная величина, о которой быстро забывают. Уделив много внимания уходу Пугачевой со сцены, а еще до этого их романтическому браку с Филиппом Киркоровым, пресса переключилась на ее быт. Читателей оповестили, что квартиру Пугачевой обустраивал известный российский дизайнер Фуражкин. В одном из интервью он сообщил, что у Аллы Борисовны в новой квартире преобладает белый цвет. Возможно, об этом она давно мечтала. В соответствии с ее образом жизни он сделал огромную залу, которую разбил на несколько зон: кухонную, обеденную и гостевую. В ней вполне можно устраивать и многолюдные приемы. А пока их нет, любимые собаки пудель Кузя и доберман Ирма обживают ее, располагаясь на диване в окружении хрусталя и антиквариата.
О своих планах Пугачева говорить не любит. Она просто отвечает, что счастлива в браке, надеется родить ребенка, продолжает руководить своим театром песни и журналом, к тому же ей просто хочется немного поездить по миру и почаще бывать в своем любимом городе Цюрихе.
Однако скоро Пугачева снова удивила своих почитателей. Это произошло осенью 1996 года, когда она открыла ресторан и выпустила антологию 211 своих песен на 13 лазерных дисках.
Так что у нее все впереди. Как говорит ее верная домработница, повторяя слова поклонников Аллы Борисовны Пугачевой: «А по-моему, если она чувствует себя хорошо, то пусть и живет, как захочет. Лучше порадуйтесь за нее».

Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru