ЧТО ПОЗВОЛЕНО ЮПИТЕРУ

ИЛИ

ЛистоВЗЛЕТ ПУГАЧЕВОЙ

В понедельник российская прима выступила в Киеве. В последнее время она дает в нашем городе сольные концерты чаще, чем солисты столичной филармонии.
Писать об этом призывает не душа, а информповод. Ведь все, что ни скажешь, вывернется пироксилиновой пошлостью. Ах, какой успех. Ах, какой фурор. Ой, полным народу. Ах, ездит в Киев, как «скорая помощь» в травмотделение, а публика валит валом! Ах, жила на корабле. Ах, стала поститься. Ой, перекрасилась. Ой, с Галкиным на вокзале разминулась. Тьфу-у-у! Осточертело.
Пугачева — индивидуализированный театр абсурда. Ей — 53. Не скрывает. Но сама для себя выдумала новую шкалу летосчисления. «У всех остальных после пятидесяти — 51, 52 и так далее, а у меня — 49, 48...» — говорит на киевском концерте, и автор этих строк грешным делом опасается, что так немудрено и в детство вляпаться.
«У моих ровесниц — листопад. У меня — листовзлет», развитие темы. Истина в этих словах, конечно, присутствует: балкон «Украины» так забит молодежью, будто на сцене резвится не ветеран эстрадно-стахановского движения с тридцатилетним стажем, а какой-нибудь модный в текущем сезоне «кустарник» Жасмин.
Пугачева — театр прагматичной жестокости. Казалось бы, неприлично ездить в один город раз в три месяца. При этом с безжалостностью скупого рыцаря опустошать местные кошельки и карманы. Но... В данном разрезе уже выстраиваются колонны иного театра...
Пугачева — театр военных действий. Чем чаще «отдается» в плен — тем больше хотят. Небесплатно! Это уже феномен психопатологический. С фрейдистским оттенком.
Как для нового концертного тура, ее программа антиконцептуальна: Пугачева фарширует «турные» концерты всем, чем богата. Для каждого в отдельности припасла свой кусок в винегрете. Тому, кто попроще, — «трамвайчики», «мальчики» композитора Крутого. Тем, у кого душевная организация посложней, — душераздирающие произведения про любовь в ее отсутствие. Тем, кто с недоверием ожидает от нее модных жестких ритмов, — «Зона», «Станция», «Ад», новые песни, казалось бы, не свойственные мироощущению благополучной семейной клуши, какой она подавала себя последние лет семь.
В структуре и минимализме сценического решения так называемой новой программы ничего не изменилось. Женщина в черном опять попала в черный кабинет. Там же, тогда же. Но здесь уже не законы театра парадокса, а рубрика «шедевры советского кино». Вы смотрите «Три тополя на Плющихе» и плачете-смеетесь? Конечно. Хотя все та же пленка и те же операторские ракурсы. Но даже по двадцатому кругу в черно-белой истории открывается что-нибудь... Так и шоу Пугачевой последних лет. То же самое кино. Вроде бы все знаешь. Двадцать раз за пять лет показывала почти одно и то же. И тем не менее тебя по новой ошеломляют чем-то...
... У нее по-прежнему нет стиля и строгой гармонии. Но ее сценическое искусство по-прежнему ослепительно и исключительно. По-прежнему в ее голосе, в драматическом пафосе физически ощутимая правда страданий. И это доходит до натурализма. И за это ее обожает толпа. Это провоцирует жалость и к ее героиням, и к ней самой. Зачастую ее обожают от жалости, идентифицируя себя с придуманным образом. Но в нынешнем ее состоянии пунктиром обозначен новый конфликт. Он связан с дуэлью тела и духа. Ее нескрываемая усталость при демонстративной мажорности — не вялость души. Душе-то как раз 25. И она — «в мае». Но телу, оболочке-предательнице, — в два раза больше... И «все ушли в осень». И эта борьба, этот театр военных действий, где осень сражается с маем, высекает из ее новых песен искры. Провоцирует сценический драйв. Зомбирует залы (все концерты пугачевского тура в Украине проходят с неизменными аншлагами). Битва эта порою вызывает путаницу в умах. И трудно бывает ответить, когда смолкнут залпы, где тут зарыта истина? Тогда, глядя на артистку, вспомнишь известного критика начала прошлого века: «Истина есть лишь форма грима». Певица гримирует лицо, которое вблизи рассматривать не рекомендуется. Гримирует душу, которая задыхается в клубах этой пудры. Гримирует мозги публике, которая всегда обманываться рада.
Грим плюс бесспорный артистический гений, наверное, и создают ее славу. Сия подружка неотступно тянется по пятам за Пугачевой тридцать лет, превращая в анахронизм слова известного поэта: «Что слава? Яркая заплата на ветхом рубище певца...»
«Заплата» для Пугачевой — «зарплата». Сегодня, пожалуй, это самый мощный стимул подольше не смывать назойливый грим.

Закулисье

Путешествуя по городам и весям Украины, Пугачева не была бы Аллой, если бы не выкинула какой-нибудь "выбрик". После феерического концерта в Одессе, глубокой ночью, ни с того ни с сего, певица решила лететь в Харьков. Хотя все знают ее боязнь воздушного пространства. Неизвестно, какими путями нужные люди раздобыли для нее лайнер, но, выложив свои немалые кровные (злые языки поговаривают, что это стоило ей около пяти тысяч у. е.), она воспарила над землей... Музыканты и обслуга меж тем остались в Одессе. В ожидании поезда...
Около пяти утра в минувшую субботу Примадонну поселили в харьковской гостинице "Киевская". А в девять утра в город прибыл Макс Галкин, которого должны были поселить в гостинице "Харьковская". Пугачева приказала: "Будь!" И Галкин оказался в соседнем номере. Невыспавшаяся и усталая, большая певица во всеоружии макияжа в девять утра встречала своего фаворита. А вечером соизволила поприсутствовать на его сольном концерте.
По городу поползли слухи... "Королева чудит". "Наконец-то Алла изменила Филе". Между тем скромная прима, как мышка, сидела за кулисами Харьковского оперного театра на пыльном диванчике и целых два часа наблюдала за Галкиным. Говорят, он сам попросил певицу помочь с режиссурой концерта и подбором декораций для будущего сольника в Москве. На сцену к Галкину прима так и не вышла. Зато потом долго о чем-то шушукалась с пародистом в его гримерке.
Харьковские источники, близкие к оперному театру, рассказывают о том, что АБП соизволила отужинать с Галкиным в интимно-камерной обстановке. Для этого якобы выбрали уютный местный ресторанчик "Флоренция". О подробностях меню и застольных беседах Пугачевой и Галкина история умалчивает. Но местные зеваки видели пару томно воркующей...
Гастролируя в Украине, Пугачева, к изумлению некоторых неверующих фом, проявляет удивительную деликатность. Она весьма демократична в вопросах транспортного и гостиничного обслуживания. Корректна и деликатна. Ее общение с залом искрится юмором и фирменной пугачевской изобретательностью. Реплика на киевском концерте, брошенная зрителю, от восторга едва не сбившему с ног свою кумиршу: "Молодой человек, где же вы были раньше, когда я была не такая потная?"

Олег ВЕРГЕЛИС


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru