Алла с Кристиной и клавишником «Ритма» Сашей Литвиненко на репетиции

АЛЛА ПУГАЧЕВА НОЧЕВАЛА СО ВСЕМИ МУЗЫКАНТАМИ ПО ОЧЕРЕДИ

Первый сольник прошел в Харькове

Александр Литвиненко (больше известный в своих кругах как Сафрон) работал с Аллой Борисовной с 1976-го по 1980-й. А познакомился он с певицей в Харькове с легкой руки ее двоюродной тетки Марии Словесник, которую все называли тетя Муся. - Она тогда работала в Харьковской музкомедии администратором, - вспоминает Александр. - Видимо, решила дать племяннице возможность подзаработать и устроила ей гастроли в своем театре. Пугачева должна была выступать с оркестром Черенкова, но за несколько дней до концерта выяснилось, что ни у Аллы, ни у оркестра нет разрешения устраивать «сольники». Предварительно следовало пройти что-то типа аттестации в «Москонцерте», где лежала ее трудовая. Времени на это уже не оставалось, а билеты уже продали. У нашего ВИА от харьковской филармонии - «Ритм» - такое разрешение имелось. Тетя Муся похлопотала, и нас быстренько сняли с гастролей, дав два дня на освоение нового репертуара. Музицировали сутками - готовились. Кое-как слепили. В день выступления приехала Пугачева. Как послушала, что мы там наиграли, все забраковала. Пришлось спешно переделывать. По сути первый концерт оказался и генеральной репетицией. Но мало того - за несколько часов до него выяснилось, что пропали костюмы и певице не в чем выступать! Выручила Аллу Борисовну актриса музкомедии - одолжила платье. Кстати, до сих пор так и осталось загадкой, куда же исчезли костюмы. В 1977 году день рождения Аллы отмечали в ее московской однокомнатной квартире. Справа ее муж Стефанович.

Лишила полковника погон

Тогда Пугачева дала пятнадцать концертов в Харькове, и все они прошли на ура. - После выступлений мы разъехались, - продолжает музыкант, - но через пару месяцев нам позвонили и сказали, что Пугачева снова приезжает в Харьков и хочет работать с нами. Выступили с ней еще раз. Потом дали концерт перед худсоветом «Москонцерта». В результате Пугачева получила разрешение петь целое отделение, а еще - повышенную зарплату: 45 рублей за выступление. Мы тогда, кстати, получали по тринадцать рублей. После такого успешного экзамена, как говорится, за рюмкой чаю она предложила нам продолжить гастроли, и мы согласились.
- Строга была Алла Борисовна с музыкантами?
- За свой коллектив она стояла горой. У нас лучшая аппаратура была на то время. Подобной могли похвастаться разве что музыканты Кобзона. Алла вела себя очень настойчиво, ни перед чем не останавливалась. Могла запросто заявиться к министру культуры и что-нибудь попросить. Ну а насчет работы, так она советовалась с нами по поводу любого нового произведения. Мы приходили к ней в гостиничный номер (а она всегда выбирала апартаменты с пианино) и слушали, что ей там сочинили композиторы. Не терпела даже малейших неточностей в исполнении! Самым сложным было научиться чувствовать ее настроение, потому что на концерте одни и те же песни она каждый раз пела по-разному. Когда попадали с ней на одну волну - прекрасно, если нет – могла прямо во время концерта развернуться к нам да таким матом обложить, что мало не покажется! Зал, конечно, этого не замечал. Она ведь первоклассная актриса: моментально меняла мимику, когда поворачивалась к зрителям. Кстати, Пугачева первая начала общаться с публикой. Раньше ведь как было: станут возле рояля и поют. Старшее поколение очень критиковало ее за такие вольности. Однажды после концерта пробрался к ней за кулисы один полковник и начал рассказывать, как нужно вести себя на сцене. Она ему: «Вы кто такой?» Он: «Я полковник!» Алла, не долго думая, сорвала с него погоны и отрезала: «Все! Больше не полковник!» Вот примерно так она решала все вопросы.

Слабости сильной женщины

- Наверняка у женщины с таким крутым нравом были недоброжелатели? - Конечно. К примеру, существовала взаимная неприязнь между Аллой и тогдашним первым секретарем горкома Москвы. Из-за него у нее тогда забрали звание заслуженной. Мы находились на гастролях в Новосибирске, когда принесли телеграмму с сообщением о присвоении ей звания. Помню, мы устроили тогда настоящий пир, но через пару дней его неожиданно отобрали. Как потом выяснилось, тот самый секретарь горкома поставил ультиматум: «Или я, или она». Но из-за чего именно между ними разгорелся конфликт, не знаю. А вот еще случай - со слов Аллы. Перед концертом в ГДР у нее пропали туфли (потом, правда, выяснилось, кто именно их спрятал). И она нашла оригинальный выход из ситуации: вышла на сцену в чулках… После того ее лет пять не выпускали из Союза: боялись, как бы еще чего не выкинула.
- Правда, что у нее от поклонников отбоя не было?
- Проходу не давали! И ее тогдашнему супругу - режиссеру «Мосфильма» Стефановичу - от них доставалось. Фанаты ревновали к нему Аллу: он ведь ни на шаг от нее не отходил. Как-то ведро мусора вывалили ему на машину, а раз на дверях грязью ручки испачкали. Но на гастроли Стефанович с нами, конечно, не всегда ездил. А Алла не переносила одиночества, и одна в гостиничном номере не могла оставаться. Просила, чтоб с ней кто-нибудь из музыкантов ночевал. Вот и ходили к ней по очереди. Не подумайте - ничего такого не было. После романа с Пашей Слободкиным из «Веселых ребят» Пугачева сразу нас предупредила, что на шуры-муры в коллективе накладывается табу.
- Чем, по вашему мнению, Алла Борисовна привлекала мужчин?
- Она очень обаятельная, общительная и простая.

Жили мы тогда душа в душу

- Ну а дома у Аллы Борисовны вам бывать доводилось? - Конечно. И на старой квартире, и на новой. В 1977 году в однокомнатной квартире Аллы в Москве мы отпраздновали ее день рождения. Все было по-простому: котлеты, картошка, мясо тушенное – обычный стол. Гостей тоже собралось немного: Дербенев с женой, ее родители и наш ансамбль.
- Алла Борисовна была хорошей хозяйкой?
- Готовила вкусно. Во всяком случае мясо, приготовленное по ее рецепту, я ел с удовольствием, и настойка «Пугачевка» (так она ее называла) получалась у нее отменно. Алла очень гостеприимная, у нее в доме и даже в ее гостиничном номере вечно был проходной двор. Кстати, мы частенько заходили к ней в номер… покушать. Ей такие завтраки, обеды и ужины приносили, что два дня можно было из апартаментов не вылезать: икра, салаты на любой вкус... А она – щедрая душа - любила угостить, да и вообще могла, если нужно, последнее отдать. Словом, жили мы тогда душа в душу. Но чем больше росла ее слава, тем сильнее она от нас отдалялась. Со временем и вовсе перестала прислушиваться к нашим советам. Вдобавок ко всему, немало «доброжелателей» жужжали ей на ухо: «Зачем тебе эти харьковчане-провинциалы? Неужели в Москве мало музыкантов?» Так потихоньку все наши и разбежались.
- И как сложилась дальнейшая судьба ребят из коллектива?
- Многих уже нет в живых. Кто-то уехал за границу и неплохо там устроился. А я вот теперь сторожем подрабатываю.
- Поддерживаете связь с Аллой Борисовной?
- Раньше с днем рождения ее поздравлял. Но последние лет десять она стала совсем недосягаемой - у меня даже номера телефона ее нет.

Марина ОСИЙЧУК («КП - Харьков»)


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru