Алла Пугачева

ПРИМАДОННА И ВОЖДЬ НА "БАЗАРЕ"

Пятнадцатый международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" продлится еще почти неделю, хотя все его основные события уже, откровенно говоря, состоялись. В первые три дня фиесты провинциальный белорусский город пережил обильнейший "звездопад", приезд вождя, визит примадонны и продолжительный фейерверк. Далее "Базар" продолжился в штатном режиме.
Накануне открытия "СБ-2006" в Витебске делали последние отчаянные попытки хоть как-то облагородить несколько с советских времен существующих в городе гостиниц и мыли лимузины. "Славянский базар" для российских поп-артистов — предприятие особо приятное. Им подают роскошные авто, обеспечивают охрану и милицейское сопровождение, устраивают ажиотажные пресс-конференции, а у служебного входа в Летний амфитеатр (главная площадка фестиваля) "звезд" с плакатами, блокнотами для автографов, цветами, писком и визгом встречают десятки фанатов. На сей раз такого приема удостоились Лариса Долина, Лайма Вайкуле, Филипп Киркоров, Валерий Меладзе, Николай Басков (тут вообще особый случай — видеть надо), а также различные "фабриканты" и "народные артисты". Что уж говорить о приехавшей в Витебск после пятилетнего перерыва Алле Пугачевой...
Примадонна по традиции отправилась в путь из Москвы в своем персональном вагоне. На Белорусском вокзале ее провожали Максим Галкин и множество фото- и телерепортеров, следовавших на фестиваль тем же поездом. В Витебске певицу встречали люди с рациями, охранники, несколько омоновцев, опять-таки масса репортеров и светлый лимузин, поданный прямо на перрон.
Пока Алла Борисовна проводила в Летнем амфитеатре саундчек, вокруг витебских концертных касс сновали спекулянты, предлагавшие билеты на ее вечерний концерт. Народ реагировал на предложение вяло, ибо и по "госцене" сходить на Пугачеву большинству жителей Витебска оказалось не по карману. Самые дешевые билеты на сольник примадонны стоили немногим меньше самых дорогих на любой другой концерт фестиваля. В итоге вместительный амфитеатр, где к 15-му "Базару", наконец, заменили деревянные зрительские скамейки на пластиковые стулья, заполнился не сразу и с трудом. Но все же как-то заполнился.
Первую часть программы Алла Борисовна отпела в черном и сделала акцент на новых, слегка блюз-роковых песнях. "Я хочу, чтобы вы были счастливы, - сказала АБП зрителям, - но еще больше я бы хотела, чтобы вы пожелали мне счастья и здоровья". Народ призадумался над произнесенной фразой и, видимо, вспомнил все, что недавно писала пресса о личной жизни последней "народной артистки СССР" и ее контактах с медицинскими учреждениями. Алла пошла навстречу людям. Спустившись в зал, пропела "Все к лучшему", собрала массу букетов и вернулась на сцену. Баланс между драматизмом, лирикой и оптимизмом она по-прежнему соблюдает в своих программах точно. Далее последовала пастернаковская "Свеча горела", которую Алла Борисовна исполняла сидя за столиком и укрывая от ветра (витебский амфитеатр — зал открытый) пламя свечи. Почти как Олег Янковский в "Ностальгии" Андрея Тарковского. Окончательно сосредоточив публику на своей рефлексии песней "Зона отчуждения", где звучит фирменный пугачевский "арлекиновский" смех, Алла затем резко изменила вектор действия и вывела к микрофону выпускника ее "фабрики" Марка Мироненко. Подготавливая зрителей ко второй, сентиментально-доверительной части концерта, Пугачева сопроводила выход юного дарования сентенцией: "На моих концертах многие начинали. К ним теперь на сивой кобыле не подъедешь...". И ушла за кулисы, чтобы через несколько минут вернуться в белом. Самых любимых хитов поклонники в этот вечер от Пугачевой не дождались. Она, как всегда, пела то, что ей кажется важным в данный момент. Апофеозом концерта, видимо, следует считать вставание зала на песне "Примадонна" и вынос на сцену огромной корзины цветов для Аллы Борисовны "от президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко".
Глубокой ночью вслед за Пугачевой на ту же сцену поднялся Валерий Меладзе и выдал, по-моему, один из лучших отечественных поп-концертов за последние несколько лет. Такую "живую" работу наши "попсовики" демонстрируют крайне редко, да и мало кто из них на нее вообще способен. Неудивительно, что зал реагировал на Меладзе в лучших традициях рок-сейшнов.
На следующее утро весь демократизм "Базара" резко улетучился. Пришел черед официального открытия фиесты и пришествия в Витебск президента Лукашенко. "Славянский базар" с тех пор, как его взялся "опекать" удивительный белорусский президент, быстро погрузился в понятную и прививаемую Александром Григорьевичем эстетику. В день его приезда на форум суть и язык "Базара" всегда становятся особенно выпуклыми и однозначными. Отовсюду струится знакомый дух времен московской Олимпиады, той поры, когда свежесть хлеба в булочных проверяли специальными металлическими вилочками, привязанными к прилавку (именно такое явление в витебских булочных можно наблюдать и сегодня), а местных жителей переполняло чувство гордости за родной край, объединяющий под светлыми лозунгами братства и духовного единения все прогрессивные, "правильные" силы на земле. Единство и веселье славянских народов в день приезда батьки сопровождаются капитальным милицейским усилением, появлением целых отрядов крепких ребят с проводками за ушами и вывешиванием одобренного президентской администрацией списка журналистов, допущенных на гала-концерт открытия "Базара". Стандартной фестивальной аккредитации, действительной во все остальные дни, для данного случая недостаточно.
Разумеется, не обходится без подкрашивания всевозможных фасадов, бравурных рапортов, многочисленных детских и народных коллективов, песен про "курлычущих" журавлей, аистов, полесье и раздачи государственных наград.
Концерт-открытие начался с торжественного спича Лукашенко, которому вынесли для этого специальную микрофонную стойку с государственной символикой. В своей речи Александр Григорьевич вспомнил, как некие нечистоплотные деятели "хотели увезти фестиваль из Витебска и погубить", но он не позволил им этого сделать. На что ведущая концерта "от России" Илона Броневицкая вскоре отреагировала: "Огромное спасибо вам, Александр Григорьевич, за то, что жива душа фестиваля". И тут на сцену начали приглашать удостоившихся президентской милости. Сначала появились три лауреата щедрой "премии Союзного государства" —актеры Александр Калягин и Ростислав Янковский и редактор журнала "Наш современник" Станислав Куняев. Последнего за несколько часов до церемонии, на специальной конференции, представители витебского музея Марка Шагала расспрашивали о его идеологической и национальной толерантности. Но Куняев как-то больше хотел говорить о своих планах и о том, на что потратит премию.
Орденами Франциска Скорины Александр Григорьевич наградил Надежду Бабкину, Николая Баскова и Николая Гнатюка. Тот, кто пел когда-то, что "завтра будет лучше, чем вчера", скромно откланялся и встал в сторонке. Бабкина же на радостях запела а капелла. А Коля Басков приберег алаверды на потом. В разгар концерта он, набрав у благодарных зрителей цветов, рванул к высоко расположенной президентской ложе, где рядом с Лукашенко восседал госсекретарь Союзного государства Пал Палыч Бородин, и, воскликнув: "Я буду руки твои целовать!", передарил Александру Григорьевичу один из своих букетов.
Вышедшая за президентской премией "Через искусство — к миру и взаимопониманию" Алла Пугачева никому ничего в ответ не дарила и не пела. Отойдя на сцене к дальнему от Лукашенко микрофону, она вновь призналась в любви к своим зрителям.
Жаркой витебской ночью, после торжественного салюта и отбытия главы Белоруссии, для "базарного" люда пел Филипп Киркоров. А на следующий день он, как Галкин в Москве, провожал Аллу до ее персонального вагона. Милиционеры, простой народ и работники вокзала вновь заворожено следили за движением звезд. Тем же поездом покинул Витебск и госсекретарь Бородин. На "Базаре" все вошло в привычное русло...

Михаил Марголис, Витебск


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru