АХ, КАКОЙ БЫЛА ИГРА!..

26 апреля в Белгороде во Дворце культуры "Энергомаш" состоялся сольный концерт Аллы Пугачевой.
Оговорюсь сразу: это очень субъективные заметки. Да и как может быть иначе, если ты пишешь о том, кого любишь? Любовь объективной не бывает, верно? Хотя в данном случае я испытывала некое раздвоение личности: поклонница АБП с 28-летним стажем преисполнена восторженных чувств, а профессия журналиста-рецензента обязывает к взвешенному анализу. Ну что ж, попробую впрячь "в одну телегу...коня и трепетную лань".
...Несмотря на весьма дорогостоящие билеты (от 800 до 3500 рублей) в зале ДК "Энергомаш" наблюдался аншлаг. Даже переаншлаг, ибо некоторые зрители стояли в проходах. Публика - очень демократичная (даже в зоне партера). Преобладающий контингент - люди средних лет, хотя довольно много и молоденьких девушек и пар почтенного возраста. Обычно прижимистые белгородцы на сей раз не поскупились на букеты. Были среди них (вместе с моим) и желтые цветы, столь любимые Аллой Борисовной. Особенно запомнился степенный мужчина из партера с огромным букетом некрупных, но многочисленных желтых роз.
После десятиминутной задержки (зрители все еще "подтягивались" к своим местам) самые нетерпеливые стали скандировать: "Алла! Алла!". И вот аскетичное убранство сцены, оформленной как "чёрный кабинет", озарилось синим светом. Алла Пугачёва под шквал аплодисментов появилась во всем в черном - мини-юбочка, короткий балахончик и мягкие сапожки без каблуков. Сценический костюм, сочетающий строгую цветовую лаконичность с непременной долей лёгкой эпатажности, приковывал внимание отнюдь не к себе, а к самой артистке. Она виртуозно обыгрывала детали своего наряда, превращая свободные рукава балахона то в крылья, то в паруса, то в знамёна. А порой на радость публике приподнимала край юбчонки - но лишь тогда, когда того требовал создаваемый в песне образ, разумеется.
Алла Пугачёва представила программу, состоящую из песен с последних альбомов. Её сквозной темой стала "любовь как состояние". Это и любовь женщины - то искристая, когда хочется "прожить с любимым десять тысяч лет", то грустная, наполненная предчувствием неизбежный разлуки, прячущегося в нарочито легковесных "привет-привет, пока-пока", то остервенелая, злая, но всё-таки пытающаяся преодолеть холодную "зону отчужденья". Это и любовь женщины, которая поёт - когда к алтарю сцены актриса несёт свои чувства, переживания, чтоб о любви "успеть, нет, не сказать, а просто спеть". И хоть жизни на бис не бывает, звезда артистки светит даже над фонарем разбитым, а то, что приносится в жертву ярких огней рампы, вознаграждается возможностью смеяться в лицо судьбе и слышать крики "браво" за причудливый фарс. Это ещё и любовь, которая суть неиссякаемый источник добра и света, которая помогает понять и принять мир, придуманный не нами, которая наполняет душу человека и дарит счастье увидеть, как "улыбнутся с неба звёзды", и почувствовать, как "исчезнет грусть". Все эти три состояния любви - взаимопроникающие, перетекающие друг в друга - Алла Пугачёва прожила на сцене столь талантливо, красиво, убедительно, что только и остается процитировать слова из её песни: "Ах, какой была игра!".
В динамичном темпоритме представления Алле Пугачёвой, единой в двух лицах - режиссера и актрисы, удалось исполнить свыше 20 песен, пообщаться с залом и расставить очень точные эмоционально-смысловые акценты программы. Рванув с места в карьер, Алла Борисовна спела без перерыва четыре песни ("Приехали", "Не плачь", "Все ушли в осень", "Не сгорю"). Почувствовав, что публика уже достаточно разогрета, актриса обратилась к залу: "Я очень рада, что снова выступаю в вашем городе". Народ с цветами повалил к сцене, на что Пугачёва сказала: "Не спешите, у меня специально есть две песни, на которых я выхожу в зал и собираю букеты. У певиц моего поколения это называется - газонокосильщицы. Вот тогда я могу заглянуть в ваши глаза, а вы - в мои. Посмотреть, что там ещё осталось..." Здесь зал взорвался аплодисментами, а моя соседка, интеллигентная пожилая дама, воскликнула: "Ну как её можно после этого не любить!". Короткий монолог завершился фразой: "Позвали - спасибо, кормильцы мои!", которая стала прологом к следующему номеру программы - "Позови меня с собой". На песнях "Австралиец" и "Успокой" Алла пошла в народ. Народ тут же повскакивал с мест, следя за перемещениями певицы по залу.
Когда артистка собрала все цветы, а публика удовлетворила желание рассмотреть Примадонну поближе, концерт вступил в ту фазу, когда развитие действия неуклонно пошло по нарастающей - от песни к песне. Выстроенные в неслучайной последовательности, они постепенно повышали градус эмоционального фона мастерски срежиссированного моноспектакля, и каждый номер программы добавлял в главную тему новые краски и оттенки. Алла Пугачёва в отсутствие внешних сценических эффектов (столь популярных ныне на эстраде, порой поддерживающих исполнителя, а порой и заслоняющих его) органично обживала пространство сцены, обыгрывая каждую деталь реквизита, наполняя значением каждое движение, вовлекая в свою игру музыкантов "Рецитала" и выстраивая с ними партнёрские отношения, обусловленные драматургией песни. Если написать, что каждая песня программы представляла собой маленький спектакль, это, безусловно, будет трюизмом (о "театре Аллы Пугачёвой" писали даже до "Арлекино"). Но что поделать? Это действительно так! Виртуозное, отточенное мастерство артистки позволяет ей создавать сценический образ песни несколькими штрихами. Вот она погладила сама себя по волосам, будто девочку малую, дружески обняла своих верных "старых гнедых" Левшина и Венгерова - "Не плачь". А вот присела за столик, взглянула в зеркало, зажгла свечу и оберегающим жестом прикрыла её пламя - "Свеча горела". Стремительный проход по сцене, шалый смех, речитативом, с выразительными разбивками и вопросительными интонациями произнесённая песенная фраза: "Что? Где меня черти носят?" и ироничный ответ, сопровождаемый жестом усталости: "Да если бы только они..." - "Зона". Кульминационным пиком моноспектакля, пожалуй, стал фрагмент из двух номеров, объединенных пронзительной и горькой интонацией. Стихотворение "Она цеплялась за любовь" в исполнении Аллы Пугачевой звучит как потрясающий драматический монолог, в котором актриса переживает гамму чувств от обиды на любовь, что не тех выбирает, до отчаянья, когда "дура-любовь" умирает. И тотчас же начинается песня "Любовь". Её сценическое решение таково, что зритель понимает: лирическая героиня гостила в чудесной стране, где всё - любовь и свет, а вернувшись назад, ощутила бесприютную пустоту. То, что делает Алла Пугачёва в этой песне средствами вокала, пластики и жеста, описанию плохо поддаётся. Вокализ звучит ярко, мощно, а когда певица переходит на импровизацию в восточных гармониях, вот тут-то ощущаешь и мурашки по спине, и ком в горле, и слёзы на щеках. Присев на высокий стул, артистка творит некое магическое, шаманское действо. Руки, удивительные руки Аллы Пугачевой - словно две большие птицы (кстати, у кого после Клавдии Шульженко на нашей женской эстраде они есть? Похоже, поющим дамам, как Венере Милосской, лучше было бы без оных, ибо для них значимы совсем другие части тела). У Аллы Пугачёвой руки совершают свой таинственный ритуальный танец, в котором любовь - в обнимку со смертью. Пронзительная и трагическая нота взорвалась в этот пластический мини-спектакль, когда завораживающее плавное движение вдруг резко сменилось знаменитым "арлекинским" жестом: рука марионетки безвольно повисла в согнутом суставе. И вслед за этим, чуточку фарсовым "приветом", зритель видит сложенные руки-крылья, опущенную голову, замершую фигуру артистки. Что ж, когда умирает любовь, не помогает даже маска бесшабашного рыжего забияки...
Удивительно, но и после кульминации спектакля артистке удалось удержать столь же высокую эмоциональную доминанту, несмотря на разнохарактерность исполненных песен. К финалу Алла Пугачёва привела публику после "Игры" - песни сильной, яркой, драматичной. И, в какой-то мере, подводящей некую черту: "Спеть смогу ещё на бис, жить на бис я не сумею". Но жизнь продолжается! И завершающая песня выбрана безошибочно, точно "в десятку" - "Дай мне, Боже". Она звучит и как простая искренняя молитва и как гимн жизни и любви. Зал встает - не по мановению руки артистки, но охваченный единым порывом, заряженный энергией, исходящей со сцены, Алла Пугачёва представляет публике автора, нашего земляка Влада Забелина, и убедительный логичный финал программы для белгородцев окрашивается в проникновенно тёплые домашние тона.
"Стоите? Ну постойте еще, а я вам спою", - говорит Алла Пугачёва. Патетика "Примадонны" сменяется самоиронией "Живи спокойно, страна!" и завершает песни на бис "Этот мир", перекликающийся с "Дай мне, Боже" интонацией смирения перед жизнью и призывом к любви. Окончательный финал концерта поставлен строго и пронзительно. Уходят за кулисы бэк-вокалисты и музыканты. Алла Пугачёва, одна, на авансцене, дарит зрителям последний поклон и, задержавшись у столика со свечой, гасит её пламя своим дыханием. Сцена погружается в темноту, а чувство соприкосновения с тайной и магией актерского искусства ещё долго не покидает зрителя. Ах, какой была игра!..
Знаю, многих сегодня волнует один-единственный вопрос: Алла Пугачёва поет вживую или выступает под фонограмму? Без тени неловкости за любимую актрису отвечаю: Алла Пугачёва в своей программе совмещает и то и другое. В песнях с высокой вокальной тесситурой звучит фонограмма. Транспонировать их вниз, наверное, можно. Правда, тогда есть риск лишить песню её характера, полётности и красоты звучания. Можно, наверное, исключить их из программы, однако без "Позови меня с собой", "Я пою", "Игры" она утратит смысловую цельность, композиционную стройность и очень важные сюжетно-эмоциональные "узлы". Алла Пугачева сегодня (после многих лет хождения "по грани роковой, по острию каната") предпочитает не рисковать. Этим глупо возмущаться, на это неразумно сетовать. Это стоит либо принять, либо не принять. Вольному - воля. Но справедливости ради стоит заметить, что в доступном певице диапазоне её голос по-прежнему сочен, ярок, пластичен, богат тембровыми оттенками и способен сотрясать как стены зрительных залов, так и сердца поклонников таланта Аллы Пугачёвой. И, уверена, если бы в афише было честно написано - "музыкально-драматический моноспектакль с живым пением и использованием фонограммы" - преданную Алле Борисовне публику это бы ничуть не смутило. Специфика эстрадного представления, созданного Аллой Пугачёвой и тяготеющего в значительной мере к драматическому искусству, допускает и такую форму, как исполнение под фонограмму. И вряд ли кто из побывавших на концерте назовет это халтурой, поскольку сценическое существование Аллы Пугачёвой сопровождалось полной артистической самоотдачей и, конечно же, мастерством самой высочайшей профессиональной пробы.
Кстати, после концерта диски, открытки и постеры Аллы Пугачёвой публика размела в считанные минуты. Значит, испытала то самое послевкусие, которое возникает совсем нечасто и только от встречи с чем-то поистине талантливым и неординарным. Ах, какой была игра!..

Наталья ПОЧЕРНИНА


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru