ПОПАДАЛОВО

ВИТЕБСКИЙ "БАЗАР": ТОРГ ЗДЕСЬ НЕУМЕСТЕН!

Из Положения о фестивале: "Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" -- это долгосрочная межгосударственная культурная акция союза России и Беларуси, которая ориентирована на объединение..." А вы до сих пор думали, что Украина -- такая же равноправная "соорганизаторша" "Базара", как две другие славянские сестры?
И тем не менее мы рвем подметки, снаряжаем караваны, тащим в Витебск полтыщи человек и подыхающего от жары медведя, назначаем пару молодых талантливых певиц конкурсантками и... "сдаем" на пушечное мясо Алле Борисовне. В общем, проявляем дикое рвение, стараясь развлечь тех, кому и без нас не скучно. Знай наших! Они нас -- в дверь, а мы к ним -- в окно!
Только глухой еще не слышал, что в этом году Украина осталась без "базарных" наград и что Пугачева пообещала, мол, украинские конкурсанты получат призовые места только через ее труп. Трупа из нее делать не стали. Но обиделись крепко.

В КАКОЙ ПОЗЕ ПРИНЯТЬ?

Беларусь (как и А.Б.) нас так ждала, так ждала! Ну просто не спала ночами, все думала, как принять: стоя? сидя? лежа? И нашла-таки позу... Артисты цыганского театра "Романс" еще долго будут вспоминать шестичасовое "загорание" на границе Польши с Беларусью -- они спешили в Витебск на День Украины с другого фестиваля. И автопробег на такси худрука Игоря Крикунова до Бреста и обратно, чтобы купить там разрешение на въезд в страну (почему-то в Бресте та же бумажка стоила впятеро дешевле), и тщательный досмотр цыганского автобуса... А может, таможенники просто хотели лишних полчасика понежиться в прохладе кондиционера, который впоследствии только и спасал артистов (температура "за бортом" перевалила за +40)?
В Витебск попали к двум часам ночи. Расселить их пообещали сразу, как только пройдут аккредитацию. И "утешили": это займет всего пару часов. Но, убоявшись грозного вида цыганского худрука, артистов таки отправили ночевать... в интернат для сирот и глухонемых детей. Где не закрывалась ни одна дверь, на глазах рассыпались кровати и, гулко топая ногами, бродили гигантские тараканы (видимо, селекционные). Труппа утихла только после твердого обещания Игоря Крикунова, что утром он вывезет "табор" домой.
Утро прошло в поисках еды. Ибо, ввиду отсутствия аккредитации, фестивальной валюты ("васильков") у наших не наблюдалось. Впрочем, как и съестного в магазинах. Нашли более-менее приличный ресторан. Оказалось -- при гостинице, где проживают Пугачева и Киркоров. Блюда выбирали под чутким руководством Славы Медяника, который объяснил, что еду нужно заказывать по мере поступления продуктов: если через зал несут мешок картошки, бегом ее и требуйте, а то кто-то успеет раньше. Он же уговорил наших остаться. Да наши и сами подумали: ну какая же ярмарка -- без цыган? Ведь программа дня Украины называлась "Сорочинський ярмарок". Так и хочется перефразировать известный анекдот: "А ти знауш, як вони на наш ярмарок кажуть? Базар!.."

ЭТО ПРОСТО ПРАЗДНИК КАКОЙ-ТО!

Но веселее всех было конкурсантам. Вот уж кому повезло так повезло. Во-первых, их круглосуточно таскали "с корабля на бал" и обратно: рано утром -- выезд из Минска. Сразу после автобуса, запыленных и истерзанных, без макияжа и причесок, фотографировали на бейджи, а заодно, как оказалось, и для демонстрации на большом экране во время конкурсного выступления -- очевидно, чтобы показать исполнителей в "лучшем виде". Это в два часа дня. Потом поселение в гостиницу, уже в три -- жеребьевка, следом -- раздача "васильков" и т.д. А к двум часам ночи всем конкурсантам было приказано, как штык быть на концерте лауреатов прошлых лет -- для "передачи эстафетной палочки". Кстати, ни телефонов или хотя бы уоки-токи не наблюдалось, т.е. связи между организаторами никакой. Зато оказалась на высоте местная доблестная милиция: автобус, полный молодых талантов, на площадку не пропустили, и конкурсанты среди ночи пробирались сквозь толпу к сцене на своих двоих. Эстафету передали в четвертом часу утра. То, что голосовым связкам, как любым другим мышцам, нужно ночью спать - никого не интересовало. В одиннадцать утра первая десятка исполнителей уже приступила к репетициям. Так начался первый конкурсный день...
Наших конкурсанток - две. Кстати, сейчас обе молчат, считая, что им оправдываться не в чем. Умницы! Зато не молчат те, кто все видел.
О Татьяне Пискаревой сейчас пишут везде. Ну, конечно, ее ведь готовили к конкурсу и сопровождали два Юрия, Рыбчинский и Квеленков -- что-то вроде Непобедимой Армады. А что же Марина Одольская? Она поначалу вообще на "Базар" не собиралась, поскольку уже два года не участвует в конкурсах, считая, что наград у нее вполне достаточно. Но Марину уговорили: юбилейный, Х фестиваль, плюс десятилетие Независимости -- все будет особенно празднично! И вот, притормозив всю прочую работу, отказавшись от участия во всех других фестивалях, включая "Таврийские", Марина полгода готовилась к Витебску. Прежде всего отправилась за советом к Таисии Повалий и Игорю Лихуте, и те предложили четыре песни из репертуара Таисии. Выбор пал на "Зачекай" Дэвида Фостера. Вопрос второй песни даже не обсуждался -- однозначно, "Мальви" Владимира Ивасюка, которые уже принесли Марине два гран-при.
Марину в поездке сопровождал старший опытный товарищ, он же муж Сергей Манек: "Я ездил как прислуга по всем вопросам: директор, звукорежиссер, нянька, зашивальщик, гладильщик и за едой смотрильщик. И отвоевывал для нее хоть пару часов отдыха, и платья отутюживал, и зашивал прямо на ней -- а то за пять минут до выхода на сцену "собачка" из молнии вылетела. Конкурсанту полагался один оплачиваемый сопровождающий. Мы даже не смогли взять с собой стилиста".

КОРОЛЕВА БАЗАРА - МАДАМ БРОШКИНА

"Когда мы в Минске узнали, что в качестве председателя жюри в Витебск впервые приедет Пугачева, даже обрадовались. Вот кто будет объективен! Всем известны легенды, сколько ей самой досталось от предвзятых судей на всяческих конкурсах", -- говорит Сергей Манек.
А.Б. сразу ввела пару новшеств: тайное голосование взамен открытого и увеличила длительность конкурсной песни (прежде разрешалось до 4 минут). Это еще зачем? Да любой музыкант вам объяснит, что каждая ария в мюзикле длится дольше четырех минут. Не менять же программу пугачевской протеже Теоне Дольниковой, которая поет в мюзикле "Метро" вместе с Венценосным супругом, т.е. г-ном Брошкиным?
Но что рука Примадонны окажется столь тяжела, еще никто не предполагал. Ша, "Базар" -- Алла идет! Как вам фраза: "Зачем тебе с твоей внешностью петь? Иди лучше на подиум!" И это глава жюри сообщает очаровательной 18-летней Свете Вежновец из Беларуси (а вокальные данные, кстати, у барышни великолепные!). Бедная девочка, услышав такое от самой Пугачевой, просто разрыдалась.
Алла играла в демократию: с одной стороны - водрузиться на балкон к президентам и расцеловаться с ними, с другой -- самолично вручить конкурсантам дипломы и каждому дать полезный совет. Ну, вроде вышеупомянутого. Марине Одольской она ласково сообщила: "Девочка, у тебя проблемы с репертуаром - подойди потом ко мне, я дам тебе пару песен". Марина вежливо отказалась, поскольку поет только по-украински. "Интересно, какие песни хотела дать Пугачева? - размышляет Манек. - Может, напрасно Марина отказалась? Глядишь, в ее репертуаре появилась бы "Малолеточка", "Мал-помалу" или "Мадам Брошкина". А вдруг Алла бы еще узнала, что мы с Мариной поем в дуэте - и они с Филиппом подарили бы нам шедевр "Зайка моя, я твой тазик..."
Зайка-мама исполняла свою трогательную роль с тщательностью, достойной лучшего применения. Ее заботило абсолютно все, вплоть до звучания мониторов на сцене -- ходила и чуть ли не прощупывала каждый сантиметр (зрители аж всхлипывали от умиления). Но главное - заранее потребовала прислать фонограммы и видеозаписи всех участников. Так что она-то подготовилась к конкурсу лучше всех.
Конечно, Теона Дольникова получила Гран-при. Кстати, девочка очень талантливая - жаль, что теперь с пугачевской подачи ее будут считать "блатной". Всех основных конкурентов новая метла А.Б. "смела" с пьедестала. Сыграно, как по нотам. А впрочем, почему "как"?

Славяна ВИТЕБЛЯЦКАЯ


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru