МАДАМ БРОШКИНА И ТРИ ЕЕ ПРЕЗИДЕНТА

Кодой десятой международной культурной фиесты в Витебске стал визит в веселящуюся белорусскую глубинку трех славянских вождей - Путина, Кучмы, Лукашенко, а также распределение Аллой Пугачевой и ее партнерами по жюри 22 тысяч призовых американских купюр участникам конкурса молодых исполнителей эстрадной песни.
Пока президентские эскорты еще перемещались вдали от центральных витебских перекрестков, примадонна объявила в душном зале Театра имени Якуба Коласа, что "Гран-при" и 10 тысяч долларов увезет с берегов Двины россиянка Теона Дольникова. Девушка и впрямь выступила на нынешнем "Славянском базаре" недурственно и могла рассчитывать на успех, но вердикт жюри все равно спровоцировал у присутствующих немало ироничных улыбок.
Когда Алла Борисовна в начале фестиваля потребовала убрать из конкурса традиционную процедуру электронного голосования, при котором зрители и соревнующиеся видели оценки каждого исполнителя почти сразу, как в фигурном катании, это показалось странным. Хотя какую-то логику в таком нововведении при желании можно было обнаружить. Например, перед вторым туром улучшался психологический фон для конкурсантов. Ведь любой из них получил возможность думать, что накануне спел лучше всех и вправе рассчитывать на победу. Но сетований на то, что теперь устранены все преграды для судейской субъективности и даже предвзятости, звучало куда больше. И вот когда главный приз достался соотечественнице Пугачевой, работающей в обожаемом нашей королевской эстрадной четой мюзикле "Метро", где Дольникова иногда партнерство-вала с Филиппом Киркоровым, многие посчитали себя обманутыми. А украинка Татьяна Пискарева, которой, кстати, отдали предпочтение российские журналисты, за одним лишь призом "от прессы" решила не приходить.
Были и те, кто объяснял исключительно конъюнктурными нюансами первое место и чек на 6 тысяч долларов, доставшиеся белорусу Дмитрию Кочеровскому: батьке, мол, приятный презентик в день закрытия патронируемого им фестиваля. Батька, точнее, готовящийся к своему переизбранию на царство президент Александр Лукашенко вскоре после награждения конкурсантов появился в Летнем амфитеатре Витебска в компании с Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой. Первое, о чем все гадали перед их появлением, - как разместятся на компактной площадке у служебного входа в амфитеатр темные президентские авто, машины охраны и белый тринадцатиметровый лимузин Аллы и Филиппа, в иные дни в одиночку убивавший пафосом любопытных витебчан. Следующей проблемой являлся вход в зал. О закулисье и речи не шло. Туда и во время открытия, где был только Лукашенко, допускали через три кордона только по спецпропускам. Теперь же наличие подобного аусвайса не гарантировало даже попадания в зрительный зал. Например, добывших заветные карточки журналистов пропустили через металлоискатели внутрь амфитеатра лишь после елейных приветственных спичей глав трех славянских народов. Имевшим обычные аккредитации "Славянского базара", во все иные дни считавшиеся достаточным основанием для прохода на любое мероприятие, до последнего аккорда официозного финального представления к амфитеатру и приближаться не стоило. Действом рекомендовалось наслаждаться по монитору в пресс-центре.
Зрелище получилось то еще. В Витебске и без того тут и там проглядывает лик "совка", а заключительный гала-вечер напомнил о торжествах в Колонном зале и Кремле брежневской эпохи. Фрондирующие местные издания сообщают о призывах украинского комитета избирателей к Кучме не делать заявлений в поддержку Лукашенко, ряд российских СМИ возмущаются лояльностью Путина по отношению к "демократичнейшему" Александру Григорьевичу. А на "Славянском базаре" в это время три руководителя жизнерадостно коротают вечерок в окруженной со всех сторон крепкими парнями ложе и с высоты ее улыбаются и машут руками сидящему под ними народу и артистам, выдающим забубеннейшую (даже по "базарным" меркам) сусально-кичевую программу. За речами - псалмы в исполнении капеллы, казачьи напевы из уст юной Пелагеи, народные пляски и хоровое пение, сияющий Киркоров, бритоголовый буратиноподобный Витас, фальцетом дотягивающий "Молодость моя - Белоруссия", потом "Песняры", почему-то сами не исполнившие свой древний хит, и, наконец, АБП в гротескном наряде мадам Брошкиной. Тут-то и разрешился третий вопрос: кто к кому? Алла к вождям или они к ней? Нет, президенты предпочитают всегда быть сверху. "Брошкина" как неформальный лидер масс взошла в ложу и образовалась большая четверка. За сим грянул фейерверк. Небеса ответили на это скоморошество грозой. "Базар" окончен.

Михаил МАРГОЛИС


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru