ПУГАЧЕВА ЖЕЛАЕТ ЗАВОЕВЫВАТЬ

В эпоху Брежнева острословы шутили: придет время и о Леониде Ильиче будут говорить как о мелком политическом деятеле эпохи Аллы Пугачевой. Возможно, так и будет. Ее эпоха двадцать пять лет правит бал, и она не думает никому уступать свой трон. Накануне дня рождения певицы газета откликается на многочисленные росьбы читателей рассказать об эстрадной звезде.
В русской истории бывали загадочные женщины. Толкователей их поступков находилось предостаточно, но никто не мог объяснить все до конца. К таким женщинам принадлежит и Алла Пугачева. Уже ни наши статьи, ни ее обственные интервью и книга не объяснят, откуда что в ней взялось и почему именно так проявилось.
В детстве у нее была дворовая кличка "ШП", что означало "Швой парень". Чтобы мальчишки приняли тебя в свою компанию, надо было быть еще более дерзкой и хулиганистой, чем они. Именно такой она и пришла на эстраду, тобы переделать ее под себя. Она ворвалась незваной кометой, когда царили Эдита Пьеха, Майя Кристалинская, Гелена Великанова - не только певицы, но и законодательницы моды в одежде, прическе, поведении. Алла Пугачева вышла на сцену в немыслимом балахоне и с копной, казалось, не знавших расчески волос. Но она собиралась на эстраде не выступать, а жить. Помимо голоса, у нее оказался незаурядный артистический дар, и каждую песню она проживала на сцене. Новая песня приносила ей новую роль, в которую она самозабвенно перевоплощалась. Она заставляла поверить, что поет о себе, и добиться сопереживания.
Успех пришел к ней не вдруг. Перед этим были гастрольные поездки, неудавшийся брак, рождение дочери и работа, работа. Потом, когда ее спрашивали, что ей больше помогло - удача или труд, она всегда называла оследнее. Первым настоящим прорывом к слушателю стала песенка на стихи Леонида Дербенева "Робот", прозвучавшая по радио.
В 1975 году Алла Пугачева получила Гран-при конкурса "Золотой Орфей" в Болгарии. Она исполнила песню Эмила Димитрова "Арлекино". Песня была написана еще в шестидесятые годы и широко исполнялась в Болгарии. Но Пугачева не просто спела, а создала живой, полный драматизма образ Арлекино, который должен быть смешным для всех и не иметь другой награды, кроме смеха.
Вершина ее творчества - это, безусловно, восьмидесятые годы. Теперь уже не она ищет композиторов, а ей приносят песни. Она знакомится с Раймондом Паулсом, и рождаются такие шедевры, как "Маэстро" и "Миллион алых роз". История любви бедного художника звучала тогда изо всех окон. Пытались подпевать - не получалось, настолько непередаваем был сплав грустных и жизнеутверждающих интонаций.
А фильмы с закадровым голосом Аллы Пугачевой! Какие-то из них уже забыты, а спетые ею песни живут. Половина успеха "Иронии судьбы" - необыкновенный лиризм, привнесенный ее исполнением. Отсутствие ее песен в новых фильмах один из симптомов, что Пугачева стала не та. А, может быть, фильмы стали не те, чтобы она дарила им свой голос.
Алла Пугачева отличается жадностью и ненасытностью к жизни. Она экспериментирует в собственном творчестве и с собственной жизнью. Она принесла с собой умение удивлять и эпатировать, а когда ей казалось, что о ней подзабыли, то устраивала парочку шумных скандалов. Больше всего ей не хочется быть правильной. Возможно, именно это и роднит ее с сегодняшней молодежью.
Хотя и является она коренной москвичкой, но есть в ней что-то от простой рязанской бабы, которая твердо на ногах стоит и которую не так просто какими-то несчастиями прихлопнуть. Кто бы смог после 17-го места на вровидении не только все достойно пережить, но и взяться за новые проекты. И в жизни, и в песнях она создала образ сильной женщины, чью несгибаемую волю к жизни нельзя победить.
Она словно знает и хранит в себе некую правду, которую народ всегда тонко чувствует. Программы и концерты с ее участием не могут быть скучными. Она может сидеть и молчать, а потом вдруг скажет одну фразу, да акую перченую, что понимаешь -"звездность" ей голову не вскружила и понимания реальной жизни не лишила в отличие от звезд начинающих, которые стремительно уносятся в поднебесье.
Она позволяет себе роскошь быть самой собой. Люди закомплексованные, зажатые (а таких у нас было большинство) видели в ней воплощение того, на что сами бы никогда не решились. Ей прощали проколы, которых у нее было немало, потому что знали, что идет это от широты душевной, on желания все охватить и все попробовать. Ей прощали безвкусицу в одежде и поведении, потому что у нее был вкус к жизни и к песне.
Она боится однообразия и с азартом бросается в новые игры: быть композитором, стать женой Киркорова, выпускать журнал, подарить свое имя обуви и духам. Одна из самых долгих ее игр - стать матерью всем молодым дарованиям, ради чего и были созданы "Рождественские встречи". Но с открытием новых талантов как-то не сложилось. Ее звезда горит так ярко и мощно, что, соприкасаясь с нарождающимися звездочками, непреднамеренно (или преднамеренно, с нее и такое станется) тут же гасит их.
Как и великими полководцами, ею движет желание завоевывать. И помогает ей в этом удивительное ощущение времени. Когда-то она спела "Посидим, поокаем" и подкупила образом простушки, беседующей на диалекте с любимым - это была сцена из той деревенской жизни. Потом она принялась покорять интеллигенцию - вначале сонет Шекспира, в котором даже замену слов ей простили, позже "Ах, Александр Герцевич" и "Ленинград" на стихи Осина Мандельштама. Наступило время молодежных песен -она ужаснула всех малолеточкой-таблеточкой", но и это ей простили. Сегодня она царит в образе мадам Брошкиной -вновь точно схваченный и быстро прижившийся типаж.
Несколько лет назад Алла Пугачева долго и старательно готовила свой уход со сцены, но вскоре пришлось вернуться - без нее наша эстрада совсем пресная и безликая получается. Ее эпоха продолжается.

Светлана ПОНОМАРЕВА


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru