ШОУ РАЗВЕДЕННЫХ ЗВЕЗД

Весть о распаде звездного брака Пугачевой и Киркорова заслонила едва ли не все, что было и есть занимательного и увлекательного в новостном потоке последнего времени. Пресса тут же раскатала и разлиновала адюльтерную сторону жизни обоих артистов, обнародовав донжуанские списки распавшейся четы, провела ревизию ее недвижимости и все-все-все - от городских квартир до персональных брендов - капитализировала. Затем посудачила на предмет, какие у них матримониальные планы и виды на бизнес-проекты. Как все это отразится на гастрольных турне артистов и продажах их записей. Какие виды на счастье в личной жизни…
Словом, шоу личной жизни звездной пары, как и ее бизнес-проект, продолжается.
Собственно есть две неизбывные и ненаскучивающие забавы широкой публики: приникать к замочной скважине чужих квартир и считать деньги не в своих кошельках. На такого рода сенсациях более всего (после терактов) собственно и делаются самые большие рейтинги печатных и электронных СМИ.
С другой стороны, непреложная часть работы топ-звезд из мира шоу-бизнеса – как бы нехотя выставлять напоказ свою подноготную жизнь и гордиться достатком, то есть десятиметровыми кадиллаками, шикарными апартаментами, средиземноморскими виллами и насыщенной тусовками повседневностью.
Тут интересы обеих сторон, то есть потребителя и производителя, встречаются не без помощи папарацци, как снимающих, так и пишущих.
Напрашивается несколько рискованная, но, по-моему, оправданная аналогия с двумя формами полового извращения – вуайеризмом и эксгибиционизмом. Зрители и читатели склонны к первой, звезды – ко второй; на этом отчасти и основан перпетуум мобиле постоянно богатеющего шоу-бизнеса. И не только, разумеется, отечественного, но и мирового.
Шлейф слухов, сплетен, скандалов и пересудов, тянущийся за Пугачевой с Киркоровым, - частный случай, эпизод грандиозного и бесконечного реалити-шоу.
Попробуем взглянуть на него свысока. Как мы сегодня смотрим на древнегреческий Олимп, где в незапамятные времена обитали Зевс со своей супругой Герой и прочими подведомственными им богами и богинями.
На горе Олимп было такое переплетение амбиций, взаимных обид, слепых страстей, коварных интриг, вульгарных подсиживаний, мстительных преступлений, что куда там нынешним богам… Гера взревновала супруга к чудесной девушке Ио и, по одной из версий тогдашних папарацци, превратила ее в корову. По другой - в корову ее превратил сам Зевс-любовник, чтобы уберечь любимую от гнева жены. Как бы там ни было, корова Ио бросилась бежать в Египет, а за ней, жаля несчастную, полетела Гера, предварительно превратившись в чудовищного Овода. По другой версии, она не превращалась в насекомое, а всего лишь науськала и подзудила его.
Читаешь мифологические справочники, и волосы встают дыбом. Полное ощущение, что это желтая древнегреческая журналистика.
Первое, что выносишь из нее: нравы у тех небожителей были много скандальнее и экстравагантнее, чем те, что царят нынче на шоу-олимпе. Морали – никакой. Ответственности – тоже.
Второе: разве так уж важно, что в туче тех преданий – чистая выдумка, а что – суровая правда. В мифологическом зазеркалье все одинаково недостоверно и потому все равно правдиво.
Разве миф о царе Эдипе интересен тем, как там было на самом деле: убил ли древнегреческий царь своего отца и женился ли он на собственной матери? Или все это подлый навет современников монарха? Сам миф интересен своим смыслом. Вернее, теми смыслами, которые извлекались из него последующими поколениями.
Все было бы куда как просто, если бы современная шоу-индустрия развивалась только как досуговая империя. Мы, изможденные непосильным трудом или опустошающим бездельем, требуем песен, танцев, сверканий и прочих возбуждающих радостей – их есть у нее. Но в том и дело, что мы требуем от нее и нечто большее.
Человек, сколько себя помнит жившим на Земле, всегда надстраивал в своем доме мифологический этаж, который заселял воображаемыми мифологическими персонажами, аккумулировавшими его подсознательные чаяния, комплексы, страхи и идеалы.
У древних греков и античных римлян эта «надстройка» была всеобъемлющей и потому грандиозной.
Потом в этой функции выступал фольклор.
Фольклором ХХ века стал Великий немой. Его звезды от Рамона Наварро до супружеской четы Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса – не столько артисты, сколько мифологические персонажи. И опять, кто скажет: была ли меж американскими звездными супругами безрассудная любовь или голый расчет в виде взаимовыгодного бизнес-проекта?
…Эх, хорошо в стране Советской было жить. Государство не позволило себе пустить на самотек процесс мифосозидания. Оно под руководством товарища Зевса-Сталина выстроило свой Олимп за Кремлевской стеной с видом на Тартар-Лубянку.
Режим, подобный советскому, принято называть идеократическим, но при жизни бессмертного Отца народов он был абсолютно мифократическим. Потом, как известно, настали относительно вегетарианские времена. Одна мифологическая надстройка обветшала, а другая не отстроилась. Стало неуютно, появилось множество лирических времянок, соединившихся в то, что мы впоследствии назвали «советской попсой».
Тем временем на Западе шоу-бизнес вкупе с Голливудом отладил такую систему звезд, что она накрыла весь христианский – и не только христианский – мир.
После крушения советской идеологии российская шоу-индустрия бросилась догонять мир. Тут-то и пригодились нечаянные достижения советской эстрады.
Надо признать, что Алла Борисовна утвердилась в статусе мифологического персонажа еще в доперестроечную пору.
Тогда у нас было два неподконтрольных и стихийно соткавшихся мифа – «Высоцкий» и «Пугачева».
Первый – отражал зревшие в обществе протестные и, более того, бунтарские настроения. Второй – был выражением торжества чувства над всякого рода и свойства регламентациями. Героиня Пугачевой все могла себе позволить на сцене – быть лиричной, трагичной, комичной, гордой в одиночестве, щедрой в компании… Уже тогда она многое могла позволить и в жизни.
Миллионы не просто оценили ее вокал и артистизм, но признали в ней божество. В ней они увидели то, что у каждого где-то в подкорке сидело на цепи: свободу выражения своего естества, своих страстей.
За это те же миллионы впоследствии оценили ее брак с молодым статным брюнетом Киркоровым: все могут королевы, в том числе и бракосочетаться по любви.
Ну а тогда в безотчетном поклонении более всего чувствовалась жажда эмоционального реванша над тоскливой и серой повседневностью. Фаны встречали певицу у подъезда ее дома плакатами «Алла! Отомсти за нас!».
До брака с Киркоровым она несла образ одинокой, вольнолюбивой женщины, которая поет, как поется, и любит, как любится. В браке звезды смотрелись как голубок и горлица. Теперь у нее главная роль – роль Богини, покровительствующей российскому шоу-бизнесу.
Другое дело, что жизнь конкретного индивида на вершине шоу-бизнеса – действительно не сахар. Или сахар, но чрезвычайно горький. Славы там как золота у царя Мидаса. Чего там не достает, так это живой реальности.
Короли и королевы шоу-бизнеса, оказывается, не все могут. Особенно, как выяснилось, им трудно развестись без того, чтобы это не сделать зрелищем для толпы. И поди догадайся: это спектакль? новый бизнес-проект? или личная драма?
Поди определи: разводятся люди или бренды?
Или мифологические образы?

P.S. Судя по последним сообщениям в прессе, это, все-таки, совместный бизнес-проект. Пугачева и Киркоров в первых числах декабря отправляются в гастрольный тур по Украине. Затем под Новый год на НТВ появится документальный фильм об их счастливой любви и о грусти расставания с откровенными исповедями обеих звезд. Обойдется он каналу, если верить газете "Комсомольская правда" в один миллион долларов.
Это называется нынче развод по расчету.

Юрий Богомолов


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru