АЛЛА ПУГАЧЕВА: ГОД СПУСТЯ

Чуть больше года назад имя Аллы Пугачевой было почти никому не известно. Путь к всеобщему признанию оказался долгим: почти десять лет... Время учебы в музыкальном училище, напряженного творческого поиска — выступления на разных площадках страны, работа в малых и больших ансамблях.
Осенью 1974 года Алла Пугачева стала лауреатом V Всероссийского конкурса артистов эстрады, началом своей творческой биографии певица считает май 1975 года: ХI Международный конкурс эстрадной песни в Болгарии, песня Э. Димитрова «Арлекино».
— Как же продолжается ваша творческая биография?
— На первый взгляд все складывается удачно. Я солистка Москонцерта, гастроли, концерты... Но ведь этого мало. Артист должен экспериментировать, опережать сегодняшний день, находить новое для выражения своей творческой индивидуальности. Вот почему я все время думаю о больших музыкальных формах. Сейчас распространены так называемые песенные оперы в стиле рок. В их исполнении принимает участие весь состав вокально-инструментального ансамбля. А мне бы очень хотелось, чтобы для меня была написана моноопера.
Но это мечты... А пока я работаю над созданием сольной программы, состоящей не просто из песен, которые «споет Алла Пугачева десятью разными голосами», а из песен, последовательно сменяющих одна другую, — концерт с определенной сюжетной канвой, с миниатюрами, нежными и лирическими, веселыми и зажигательными.
— Алла Борисовна, как вы выбираете песни?
— Стараюсь петь те, в которых очевидно полное сочетание мелодии с логикой текста, песни, через которые можно выразить себя, свои радостные и печальные минуты в жизни. Поэтому, например, цикл М. Таривердиева к фильму «Ирония судьбы», где прекрасная музыка органично слилась с высокой поэзией А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Ахмадулиной, мне так близок. К таким же можно отнести и песни Н. Богословского «Ермолова с Чистых прудов», В. Добрынина «Я прощаюсь с тобой» на стихи В. Тушновой...
Мне часто присылают свои стихи и непрофессиональные авторы. Среди них есть талантливые поэты.
И вообще я считаю, что эстрадным певцам для составления настоящего, полноценного репертуара просто необходимо много читать, знать и любить поэзию.
— Когда возникла у вас эта любовь к поэзии?
— Все началось в 496-й школе Пролетарского района Москвы, где я проучилась 10 лет. Здесь обучали нас не только премудростям наук, но и развивали эстетический вкус — с большим энтузиазмом занимались с нами в драматическом кружке, где ставили пьесы, читали стихи. И за это я бесконечно благодарна учителям.
— Каждая ваша песня похожа на небольшой спектакль. Как вы добиваетесь этого?
— К сожалению, у нас мало эстрадно-музыкальных режиссеров. Приходится заниматься постановкой песни самой. Ищу и отбрасываю тысячу вариантов, спорю сама с собой и останавливаюсь наконец тогда, когда интонация, мимика, жест обязательно работают на мелодию и текст. Так было и с «Арлекино». Дело это трудное,но интересное, и мне оно очень нравится. Вот почему в этом году я поступила в ГИТИС на факультет эстрадной режиссуры.
— Какое качество, на ваш взгляд, особенно необходимо для эстрадного певца?
— У нас много талантливых исполнителей с прекрасными вокальными данными, но им, мне кажется, не хватает смелости. Смелости в выборе репертуара. Это значит, что они поют, что называется, не свои песни, не соответствующие ни их характеру, ни манере исполнения. Не хватает им смелости и в поведении на сцене, на экране. Отсюда некая скованность. Эстрадный певец должен не только петь, он должен создавать образ песни. Нам же есть у кого учиться. Вспомните Лидию Русланову. Она окрашивала свое исполнение неповторимым русским национальным колоритом. А как жила в песнях Любовь Орлова! Как неподражаемо артистично, с большим вкусом поют Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, с каким блеском и изяществом, с каким темпераментом исполняет музыкальные миниатюры Людмила Гурченко.
— В вашем репертуаре появились детские песни. Это случайность?
— Нет. Взрослым не мешает изредка сбрасывать с себя груз забот и вспоминать хорошие и веселые минуты детства... И я в этом смысле не являюсь исключением. А если песню слушают дети и узнают в ней себя, как это случилось с «Волшебником-недоучкой» А. Зацепина, то для них это не только веселая песенка, но и поучительный урок. Значит, я выполняю и своего рода педагогическую функцию.
— Скажите, Алла Борисовна, у вас бывает когда-нибудь перед концертом плохое настроение?
— Конечно. Но сразу же, как я выхожу на сцену, оно у меня моментально улучшается, ибо человек в мире не одинок, и ему хочется с кем-то поделиться. Каждый делает это по-своему. Я — пою.

Интервью взяла Э. БОРИНА


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru