Алла Пугачева

"Этот мир придуман не нами". Как Пугачева записала гимн протеста против солипсизма

Новый выпуск проекта "История одной песни" от TengriMIX и Ретро FM мы решили посвятить одной из самых выразительных, философских и глубоких песен всеми известной певицы и примадонны - композиции "Этот мир придуман не нами", которую Алла Пугачева исполнила в фильме "Женщина, которая поет".

Конечно, в репертуаре Пугачевой несложно найти несколько десятков песен, которые можно без какого-либо сомнения назвать народными - любимые и хорошо известные, они часто исполняются как на крупных концертах, так и в узком кругу под гитару. И "Этот мир придуман не нами" стоит считать одной из самых высоко оцененных и поистине народных песен из репертуара Аллы Борисовны.
Если же говорить о коллегах певицы, то после выхода композиции ее исполняли ВИА "Веселые ребята", Владимир Пресняков-младший и Владимир Пресняков-старший, Алексей Гоман, Захар Май, Ольга Арефьева, Александр Панайотов, Алсу, Светлана Сурганова, группы "Приключения Электроников" и "Смысловые галлюцинации". И даже мужской хор Сретенского монастыря, участники которого сделали из песни потрясающий госпел.
Но как же появилась композиция "Этот мир придуман не нами"?
Вспомним, что это сегодня Алла Пугачева - всемирно известная советская, а затем российская эстрадная певица, народная артистка СССР, композитор-песенник, эстрадный режиссер, продюсер, киноактриса и телеведущая. Ну а до победы на "Золотом Орфее" Алла Пугачева была обычной вокалисткой в ансамблях "Новый электрон", "Москвичи" и "Веселые ребята". После оглушительного успеха "Арлекино" в 1975 году статус певицы на эстраде резко вырос – именно эта песня делает Аллу ярким сольным исполнителем, которым она продолжает оставаться по сей день. Зимой 1977 года Пугачева дала в Лужниках отчетный сольный концерт, по результатам которого получила "красную строку" от худсовета Москонцерта, дающую право на сольные выступления в СССР и за его пределами. Так, в начале 1977 года она официально стала самостоятельной певицей и в течение года провела свои первые сольные концерты в крупных городах СССР: Москве, Ташкенте, Ленинграде, Таллине, Риге и других.
Вместе со статусом выросли и амбиции - в том числе и авторские. Но эти амбиции в итоге положили конец плодотворному тандему певицы. Ссора разразилась во время работы над музыкальным фильмом "Женщина, которая поет", в котором Алла Пугачева сыграла главную роль - певицу Анну Стрельцову. Интересно, что невольным генератором будущего разрыва стал не менее популярный поэт-песенник Леонид Дербенев. Во-первых, это он познакомил певицу с ее вторым мужем Александром Стефановичем. Во-вторых, вместе с редактором "Мосфильма" Любовью Цициной придумал идею снять музыкальный фильм "под Пугачеву", где она не просто будет петь за кадром, как раньше, а сыграет главную роль. С кандидатурой композитора для саундтрека все было ясно с самого начала - только Зацепин, и никто другой.
Летом 1977 года на киностудии "Мосфильм" картина была запущена в производство - специально для съемок модельер Вячеслав Зайцев создал для певицы то самое легендарное свободное платье-балахон, которое станет важной частью ее образа, а Зацепин начал писать песни для героини киноленты.
Изначально фоновую музыку к фильму также должен был написать Александр Сергеевич, но во время съемок Алла, не предупредив композитора заранее, включила в картину свои собственные песни. Работала она под псевдонимом Борис Горбонос - так звалось альтер эго Пугачевой, под видом которого она писала музыку к песням в начале своей сольной карьеры. Из-за этого Зацепин отказался быть композитором фильма, однако согласился оставить в фильме свои песни. В итоге вся фоновая музыка была написана Аллой Пугачевой, что, в принципе, стало любопытным и даже удачным экспериментом. Но самое главное - песня о превратностях судьбы осталась среди пяти композиций Зацепина, составивших музыкальную картину фильма.

~
Придумано не мной, что мчится день за днем,
То радость, то печаль кому-то неся.
А мир устроен так, что все возможно в нем,
Но после ничего исправить нельзя.
~

Как бы то ни было, песня была записана на домашней студии Зацепина в августе 1977 года. В 1980 году песня вышла на альбоме Пугачевой "То ли еще будет", а также группой "Ритм" была записана инструментальная версия для диска-гиганта "Дискотека А". В 2002 году Алла Борисовна перезаписала эту песню специально для творческого вечера Александра Зацепина - видимо, со временем конфликт сам по себе сошел на нет.
"30-40 лет назад не знали многих вещей, не знали, что такое синтезаторы. Я помню, как с Игорем Николаевым мы записывали песню Тихона Хренникова. У него волосы встали дыбом, он так был удивлен, когда Игорь нажал только одну клавишу, и получился такой ветер… Он не мог понять, откуда звук ветра, звук вьюги. И когда Игорь показал ему, что можно "сделать" и дождь, и колокол, и такие звуки, и растакие, он был в шоке. Он даже не знал, что такое может быть. Ну а тогда… У Александра Сергеевича (Зацепина) даже было прозвище Железный Дровосек, потому что если он что-то захочет, он будет упорно "тук-тук-тук, тук-тук-тук", а все равно сделает. В своей собственной студии на дому ему нужно было записать колокола. Как это сделать? Он взял маленькие колокольчики, записал их, потом замедлил темп в четыре раза, и появился звук колоколов. И никто не догадался, как он это сделал. И так все время. Ему говорили: это невозможно быстро сыграть, а он усмехался и говорил: возможно. Вот такие чудеса творил, когда невозможно было сделать ничего подобного без синтезаторов. А в песне "Этот мир" мы играли на детских шарманках, но, правда, это уже я придумала", - смеялась Алла Пугачева во время творческого вечера Александра Зацепина в рамках "Новой волны" в июле 2011 года.
В итоге песня вышла в комплекте с остальными, попавшими в "Женщину, которая поет", да и в фильме была лишь, как казалось, фоном к иллюстрации суровых гастрольных будней. И вся история с композитором Горбоносом, и ссора Пугачевой с Зацепиным - все обошло ее стороной. Композицию "Этот мир придуман не нами", по мнению критиков, и сегодня вполне можно назвать гимном протеста против солипсизма - философского течения, утверждающего, что весь окружающий мир - всего лишь порождение нашего индивидуального сознания.
Именно этой песней в XXI веке Алла Борисовна заканчивала практически каждый свой концерт - и хотя она и назвала ее как-то раз "вечно старой", в этом до сих пор не чувствуется какой-либо насмешки.

~
Один лишь способ есть нам справиться с судьбой,
Один есть только путь в мелькании дней.
Пусть тучи разогнать нам трудно над землей,
Но можем мы любить друг друга сильней.
~





Алла Пугачева


Алла Пугачева

TengriMIX 21 июня 2022

Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru