В тени звездной Примадонны, или 65 - Алла ягодка опять?

В тени звездной Примадонны, или 65 - Алла ягодка опять?



Страна отметила очередной день рождения Аллы Борисовны Пугачевой. Даже не день рождения, а юбилей. 65 — Алла ягодка опять?
Российские телеканалы (особенно Первый, от Константина Эрнста) встретил день рождения А. Б. так бурно, что впору было на время забыть о возвращении Крыма, бурях на юго-востоке Украины и американско-европейских санкциях от Обамы, Меркель и других. Тут уж невольно, хочешь-не хочешь, а кинешь взгляд в сторону Пугачевой, хотя надоела она и все с ней связанное хуже горькой редьки. Но ничего не поделаешь: в этот светлый день живи спокойно, страна, и празднуй очередную дату А. Б. П. с необходимым размахом.

Кураж, мираж, гараж…

Конечно, уйма телевизионных, новостных и просто всяких сюжетов. Конечно, документальные фильмы, старые и новые. Конечно, «Достояние республики» и «Точь-в-точь». Но главный подарок — новый игровой сериал. Называется он… А вот тут стоп. В титрах вроде бы одно название — «Кураж». Но что говорит этот заголовок любопытному зрителю? Да ничего. Кураж, мираж, гараж… Ничего не говорит. Другое дело — название в анонсе: «История примадонны, рассказанная ее мужем». Звучит, конечно, скользко — почти как «исповедь содержанки», но внимание народных масс привлекает.
Сериал понятно о ком, хотя его создатели привычно прячут героев за псевдонимами (чтобы потом не побили, наверное). Алла становится Галлой (заметьте, не Галей, а именно Галой или даже Галлой), чтобы никто не догадался и никто не сомневался одновременно. Александр Стефанович, тот самый один из ее мужей, превращается в Алекса.
Впрочем, реальный Стефанович занимает в «Кураже» тоже весьма заметное место. Он везет на машине в Париж девицу наилегчайшего поведения (на самом деле эта «телочка» — шифрующаяся журналистка, охотница за сенсациями). Умудренный опытом Алекс Стефанович гладит ее по ручке, показывает красоты просвещенной Европы от Парижа до Амстердама, а в перерывах между этими занятиями увлеченно рассказывает о своей бурной молодости. В основном это походы в рестораны, занятия любовью на куполе Исаакиевского собора и прочие постельные приключения. Но самое главное — он рассказывает этой б… об А.Б., мужем которой ему довелось побывать. Совсем как в «Бриллиантовой руке»: «Побывали за границей, Семен Семеныч?» — «Да! Побывал…»

Бывший муж берет реванш

С первых же минут фильма становится ясно, что главная героиня сериала совсем не Алла Пугачева, в «Кураже» другой центральный персонаж — именно он, Александр Стефанович, человек, долго ждавший своего часа, находившийся в тени Борисовны и наконец-то решительно шагнувший из этой тени навстречу миллионам телезрителей. Александра Борисовича Стефановича (да-да, он тоже Борисович, как и Алла, — то ли муж и жена, то ли брат и сестра…) никак не отнесешь к великим режиссерам. Даже широко известным его не назовешь. Его знаковые картины — «Душа» (обидевшись тогда на Пугачеву, он снял фильм о ее «заклятой подруге» Софии Ротару) и «Начни сначала». Герой этой картины — Андрей Макаревич. Ну, тоже мне объект для художественного осмысления. И в те далекие годы был мыльным пузырем, делавшим вид, что борется с режимом, а на самом деле весьма уютно катился на своей «Машине времени». А сейчас тем более карикатура: пытается продолжать митинговать и кликушествовать, а на самом деле не желает замечать, что душевно давно заплыл и с жиру бесится.
Но я сейчас не о Макаревиче. Я о Стефановиче. Даже известные его фильмы были не слишком высокохудожественными, особой кинематографической ценности не представляли и прикрывались только фамилиями популярных героев шоу-бизнеса (тогда советской эстрады). Так что вполне понятное желание Александра Борисовича хоть на закате жизни прославиться по-настоящему — через одну из своих жен, через ту, которую послушно называют примадонной. Он и книжки о ней писал, и многочисленные интервью раздавал. Теперь вот дошло и до сериала, который он сам и поставил и в котором еще и сыграл. Что ж, не будем судить Стефановича слишком строго.

В роли А. Б. — Александра

Другое дело, что он, Стефанович, должен понимать, что телезрителям (многочисленным, конечно) нет совершенно никакого дела до него, Александра Борисовича, — ни до молодого, ни тем более до убеленного сединами. Их единственный интерес к телезрелищу под названием «Кураж» продиктован вниманием исключительно к одной фигуре — Алле Борисовне.
Пугачеву в сериале изображает некая Александра Волкова. Может, кому-то и показалось, что она похожа на оригинал, но копия эта, по-моему, весьма бледная и даже посредственная. Играет по верхам: наглая (читай — свободная) развязная (читай — непосредственная), простая до убогости и, конечно, рыжая (это обязательно), но самое обидное — бесталанная (талант ведь сыграть труднее всего). Кстати, Александра Волкова — дочь известного актера Николая Волкова, снимавшегося вместе с Пугачевой в фильме «Женщина, которая поет» (еще телезрители помнят его по роли мужа радистки Кэт из «Семнадцати мгновений весны»), и внучка другого Николая Волкова — старика Хоттабыча из одноименного фильма, но, похоже, талант Саша от двух Коль не унаследовала.
Иногда создатели сериала спохватываются и настойчиво демонстрируют Галлу как заботливую и нежную мать. Правда, дочку воспитывает бабушка (ее играет Любовь Полехина), но мама ее тоже иногда видит (в основном по праздникам). Девочка, играющая дочку, нещадно кривляется, как и все маленькие девочки, позирующие перед камерами, но зрители (зрительницы) пускают слезу. Да, чуть не забыл — дочку Галлы кличут Кристалик, и кто не понял — это Орбакайте.
Но дочка — это так, между делом. В основном же Галла вместе с Алексом шатаются по кабакам (как раньше говорили, по злачным местам), тусуются на «Мосфильме» (а что, нелишне завести полезные знакомства) и, конечно, занимаются творчеством — сочиняют песни, потом их поет как бы Пугачева, а на самом деле Дина Гарипова (кстати, Гарипова сыграла в «Кураже» и небольшую роль секретарши «Мосфильма», напялив для этого на голову мужской парик).

В компании Дербенева и Зацепина

Конечно, в сериале есть и так называемый фон эпохи, и это очень смешно. Какие-то случайные люди изображают кинорежиссеров Сергея Бондарчука и Савву Кулиша, поэта Леонида Дербенева. Галла обращается к Дербеневу: «Леонид, все думают, что я особенная, а я ведь обычная, такая же, как все». «Такая же, как все?» — оживляется Дербенев, в его глазах появляется нездоровый блеск вдохновения, и он начинает лихорадочно бормотать, то есть сочинять: «Так же, как все, как все, как все, я по земле хожу, хожу…» Вот так создаются шлягеры. А вы как думали?
Есть в сериале и композитор Александр Зецепин — его изображает Игорь Верник, пустой и неестественный, как всегда. Хоть бы Александр Сергеевич не увидел себя в трактовке Верника — ему, Зацепину, много лет, не дай Бог, сильно расстроится…
Фигуре Зацепина в сериале уделено немало внимания. Еще раз Александр Сергеевич всплывает, когда заходит речь о фильме «Женщина, которая поет» (название, конечно, придумал гениальный Стефанович вместо банального «Третья любовь»).
Многие помнят ту скандальную историю. Музыку к фильму должен был писать Зацепин, это было договорено и зафиксировано. Но сумасбродной Алле захотелось «вмантулить» в фильм свои песни. Назревал скандал. И вот тогда всплыла фигура некоего Бориса Горбоноса — якобы мальчика, молодого человека, якобы полупарализованного инвалида, находящегося в полном отчаянии. Пугачева со Стефановичем (а как же без него) придумали эту фигуру, чтобы притупить бдительность киноруководителя Николая Сизова. Получилось, ведь против инвалида не попрешь.
В общем-то, история повседневная. Неприлично спекулировать на несчастье, неприлично так цинично обманывать. Но в сериале это мошенничество похоже на высшую находчивость, едва ли не на героизм.
В «Кураже» в один котел свалено все — выступление А. Б. в Сопоте, ее нежелание делиться деньгами с государством, ее беседы с всемогущим главой Гостелерадио СССР Сергеем Лапиным (Сергей Георгиевич, конечно же, читает стихи, а как же иначе, ведь только ленивому неизвестно, что грозный Лапин знал наизусть много хороших стихов и часто читал их вслух).
Тут как тут и модельер Вячеслав Зайцев, и высокий деятель КГБ Филипп, нет-нет, не Киркоров — Бобков, и даже большой писатель Сергей Михалков, конечно же, пытающийся помочь Стефановичу (Михалков на себя совершенно не похож, но это неважно).
Есть в «Кураже» и польская «солидарность» (ни к селу ни к городу), и небезызвестные махинации Аллы Пугачевой с билетами на сольных концертах. Любопытно, что бдительная прокуратура раскрывает эту аферу не где-нибудь, а на симферопольском стадионе «Локомотив». Вот и Крым прославился, вот и снова прозвучал.
В общем, набросано все — давно растиражированное, общеизвестное, не облагороженное ни режиссерским, ни сценарным мастерством, ни актерским вдохновением. Пустота. Поверхностность, кухонные сплетни — больше ничего.
В программе Андрея Малахова «Сегодня вечером», посвященной выходу на телеэкраны сериала «Кураж», Александр Стефанович щедро пообещал, что при просмотре последних серий все телезрители (а особенно телезрительницы) просто обрыдаются, поэтому последние серии смотрел особенно внимательно. Честно сказать, слезы так и не выступили.

СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ



Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru