Вот так Пугачева превратилась в композитора Бориса Горбоноса

Как Алла Пугачева стала умирающим мальчиком



15 апреля исполняется 65 лет звезде российской эстрады, легендарной певице Алле Пугачевой. В конце 70-х Пугачева впервые исполнила свой немеркнущий хит «Женщина, которая поет». Певица рассказывала, что музыка к песне написана Борисом Горбоносом – смертельно больным мальчиком из подмосковных Люберец. На самом деле Горбоносом была она сама, а за всей этой конспирологией стоял ее тогдашний муж Александр Стефанович.

Восемь рублей за концерт

– Советские зрители были уверены, что с каждого выступления Алла Пугачева уносила по мешку денег. На самом деле ее ставка была 8 рублей за концерт. При этом она не могла давать больше 20 концертов в месяц. Получались мизерные деньги. Я Алле все время говорил, что нужно заниматься сочинительством, и приводил в пример своего друга Давида Тухманова, который написал «День Победы». За один только день 9 мая он зарабатывал на две «Волги». За каждое исполнение песни платили по 17 копеек – если помножить их на количество ресторанов и сценических площадок в Советском Союзе, набегали приличные авторские гонорары.
В общем, я советовал, просил, уговаривал Аллу начать писать музыку. Она отказывалась – стеснялась, да и не принято было тогда исполнителям сочинять самим. Но однажды прихожу домой, а Алла говорит: «Вот, хочу тебе показать». И наиграла мелодии к моему любимому 90-му сонету Шекспира и к стихам Кайсына Кулиева «Женщине, которую люблю». Правда переиначила слова – спела: «Женщина, которая поет».
Певица рассказывала, что музыка к песне написана Борисом Горбоносом – смертельно больным мальчиком из подмосковных Люберец

Что я мог сказать? Молодец! Но самое важное было не сочинить песню, а раскрутить – чтобы она пошла на телевидение и радио. Я был режиссером-постановщиком на «Мосфильме», и под предлогом работы ночью мы записали песни. Утром пленки были у Аллы, и она могла смело сказать, что они записаны не где-то, а на студии «Мосфильм». Это было очень важно: в Советском Союзе существовала жесткая система контроля – никаких самодеятельных записей не разрешалось.

Предсмертные песни

В тот момент Алла снималась в фильме нашего товарища Саши Орлова «Третья любовь». Она ему показала пленки. Саша вцепился, снял к песням небольшие сценки типа клипов. Про это узнал Александр Сергеевич Зацепин, который был композитором фильма. Это его возмутило, причем абсолютно справедливо: без согласия композитора никто не мог вставлять песни в фильм. Разгорелся скандал. Меня вызвал директор «Мосфильма» Николай Трофимович Сизов: «Рассказывай! Я знаю, что за всеми трюками Пугачевой стоишь ты».
Я сказал Сизову, что ничего про песни не знаю. В ответ услышал: «Я генерал милиции, не таких раскалывал. Не признаешься – проведу расследование». И тут я от страха ляпнул, что запрет песен убьет мальчика. «Какого мальчика?» – удивился Сизов. «В Люберцах живет мальчик больной, скоро умрет. Перед смертью он написал песни для Аллы». В общем, изложил историю в духе «Последнего листа» О.Генри.
На самом деле Горбоносом была она сама....

Генерал смахнул скупую милицейскую слезу: «Что же мы, звери? Песни оставим. Зацепина я уговорю. А как мальчика зовут?» Тут я опять растерялся и выпалил: «Борис Горбонос». Так звали мальчика, с которым я подрался в третьем классе. Сизов говорит: «Хорошо, иди, я все проверю». Я загрустил: если бы историю раскрутили, мне бы не поздоровилось – режиссер «Мосфильма», на съемки фильмов доверяют огромные деньги, а нагло вру директору студии... Нужно было что-то делать.

Не надо мальчика добивать

Я побежал в павильон, где шли съемки «Третьей любви». Попросил Сашу Орлова объявить обеденный перерыв и отпустить Аллу на час. Выдернул ее с площадки прямо в гриме. Мы помчались во Всесоюзное агентство по авторским правам. Минут 30–40 заполняли анкеты и зарегистрировали псевдоним «Борис Горбонос». То есть теперь, если бы меня начали попрекать этой фамилией, у меня было что предъявить.
Но идею нужно было дожать. Образ Горбоноса сразу сложился в голове. Мы вернулись на «Мосфильм», я вызвал гримеров и костюмеров, объяснил, что нужен парик с короткими волосами. Под него забили шевелюру Аллы. Выбрали 10 пар очков, одни из них подошли. Приклеили усы. Я снял с себя пиджак, галстук, рубашку. На пюпитр поставил пластинку «Зеркало души». Это такая режиссерская находка: никто не догадался, что несчастный закомплексованный уродик и роскошная девушка на фото – один и тот же человек. Фотографии делал Славка Манешин (фотограф, который на протяжении 17 лет работал с Аллой Пугачевой. – Авт.), за полчаса все проявил и отпечатал. Один снимок я притащил Сизову. Пока он смотрел на него, у меня пот по спине тёк – снимали-то в кабинете Данелии. Там на стене – фотография режиссера Михаила Ромма, а на ее фоне – Алла. Я понял, что, если сейчас Сизов спросит, при чем здесь Ромм, не сносить мне головы. Но обошлось. Он только вздохнул: «Хрен с ним, оставляйте. Не надо мальчика добивать».
...а за всей этой конспирологией стоял ее тогдашний муж Александр Стефанович.


Когда сдавали фильм «Третья любовь», возник разговор, что название не очень удачное. Алла издевалась над всеми членами съемочной группы – звонила и спрашивала: «Это 236-я любовь? Это 358-я любовь?» Решили название поменять. Но на какое? Тогда Алла и предложила: «Ну послушайте, у меня же главная песня в фильме – «Женщина, которая поет». Давайте так и назовем». Все согласились. Успех у фильма был невероятный.
Мы посвятили в свою тайну Александра Зацепина, которого невольно подвели историей с Горбоносом. Он посмеялся. А вскоре после выхода фильма собрали пресс-конференцию и объявили, что Борис Горбонос – это Алла Пугачева.
Пустовойтов Сергей


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru