«Кураж»: про женщину, которая поет

Александр Стефанович: «Алла получала за концерт 8 рублей»

«Кураж» снимали в обстановке невероятной секретности. 12 серий про наш шоу-бизнес. С середины 70-х и до начала 80-х. Поскольку режиссер Стефанович — бывший муж Пугачевой и сценарий по своей же книге писал тоже он, пошли слухи, что фильм, конечно, про Примадонну. Серьезная охрана, нанятая Первым каналом, заказчиком «Куража», чуть ли не каждый день вылавливала на «Мосфильме» людей с мобильниками, отбирала карты памяти и отправляла восвояси. Съемочная группа дала подписку о неразглашении. Как уверяет режиссер, их проект самый высокобюджетный и сложнопостановочный в истории отечественного ТВ. Жанр он определяет так: «Музыкальная мелодрама, смешанная с водевилем, почти оперетта». Обещает, что первые восемь серий мы все будем хохотать у телевизора, а на финал просил запастись носовыми платками для слез.
— Конечно, я использовал личные мотивы, — с ходу заявил мне Александр Стефанович. — Главный герой — молодой режиссер, который приходит на студию. Мы даже посадили героя в кабинет на «Мосфильме», где я работал в 70-е годы. С одной стороны, это кино про эпоху. Хотя мои актеры говорят: «Про эпоху играть нельзя, только про любовь». Наш герой — ловелас, поклонник женской красоты.
— И женщина, которая поет, — главная любовь его жизни?
— Нет, Галла, скажем так, одна из трех. Фильм начинается с обращения режиссера к зрителям. Он предупреждает, что все персонажи вымышленные, что сходство с реальными прототипами случайно, но автор приносит благодарность тем, кто захочет себя узнать, и приносит свои извинения тем, кто посчитает, что эти герои не имеют к ним никакого отношения. Убеленный сединами режиссер едет со своей юной возлюбленной в Париж через всю Европу на машине. И по дороге я объясняю ей, как устроен шоу-бизнес и что нужно сделать, чтобы пробиться.
— Вы играете самого себя?
— Я написал эту роль для Безрукова, которого обожаю. Но он в этот момент получил театр и не смог. Продюсеры приняли решение, чтобы снимался я. Я долго отнекивался. Посмотрел на себя в зеркало и понял, что мое лицо не соответствует тому персонажу, которого я себе представляю. И я по собственной инициативе лег под нож пластического хирурга во Франции, а потом похудел на 14 килограммов.
— А кого вы везете в Париж?
— У меня потрясающая партнерша — Аглая Шиловская. Я сделал ее фотографии и на компьютере сжал, отчего она стала еще красивее. И я сказал ей, что она должна похудеть до 50 килограмм. Она написала в моей знаменитой записной книжке расписку: «Обещаю к 27 сентября весить 50 кг. И если к этому дню я буду весить больше, то буду во всем виновата сама. И режиссер Стефанович будет иметь право не брать меня с собой в Париж и не кормить там в ресторане». У меня есть такая книжка, где Пугачева кровью расписывалась.
— Прямо кровью?
— Она порезала палец, выдавила кровь и расписалась: «Это кровь Аллы Пугачевой. Определите на досуге мою группу, потому что петь — это мое кровное дело». Соня Ротару отрезала ноготь со своего мизинца и вклеила его туда. Костя Эрнст прядь своих волос вклеил туда же. Макаревич записал посвященное мне стихотворение: «Скажи, мой друг, зачем мы так беспечны…» Мне там Иосиф Бродский писал, Георгий Товстоногов, Анатолий Папанов, Ролан Быков. А с Аллой мы сидели в ресторане, когда она это сделала. Я подумал, что это руководство к действию. В общем, с этого момента мы стали встречаться и жить вместе…
— Подождите, все-таки фильм про Аллу Пугачеву или нет?
— Я тут прочитал где-то, что уговорил Аллу Борисовну сниматься в современной части картины и она для этого сделала в Израиле в клинике омолаживающую операцию. Я хохотал. Я даже не знаю, в курсе ли она этого. Вернемся к съемкам. Вдова Леонида Дербенева пустила нас в свою квартиру. Много всего там было: и наше знакомство с Аллой, и какие-то наши разборки с ней… Но все-таки жанр нашей картины не биографический, это фильм об эпохе с большим количеством хроники, которая идет параллельно — съезды партии, БАМ, перекрытие Енисея. Много персонажей исторических, которых легко узнать.
— София Ротару, Джо Дассен, Вячеслав Зайцев, Андрей Макаревич, Сергей Бондарчук, Сергей Михалков…
— Да. Карен Шахназаров — молодой режиссер, подающий большие надежды. Его играет очень похожий на него актер. Когда я показал Карену фото, он смеялся до слез, как похож. Леонид Дербенев под своим именем тоже будет. Но есть у нас и человек, похожий, например, на Савву Кулиша, но под другим именем. Много персонажей под похожими именами.
— А песни в исполнении Аллы Борисовны мы услышим?
— У Павла Лунгина в картине «Луна-парк» есть персонаж — Композитор всех советских песен, которого Олег Борисов играет. Песни Тухманова, Пахмутовой, Богословского, Дунаевского — все вроде сочинил он. В нашем фильме происходит примерно то же самое. Главная героиня Галла поет песни, которые исполнялись разными певицами. Причем актриса поет их частично сама. Мы ее долго искали — пересмотрели 500 кандидатур! Звучат и песни 70-х годов в оригинальном исполнении знаменитых артистов. Точнее, к сожалению, сказать не могу. Да, в том числе и в современной аранжировке. Композитор фильма Александр Зацепин.

«Кураж» — с 14 апреля на Первом канале.
Елена Ардабацкая


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru