Алла Пугачева перед выступлением на песенном фестивале в польском городе Сопота, 23–26 августа 1978 года

Алла Пугачева выступала в Сопоте с воспалением легких



В августе 1978 года советская певица 29-летняя Алла Пугачева приехала на песенный фестиваль в польский город Сопот, расположенный на берегу Балтийского моря. Состоялся он в "Лесной опере" — зеленом театре под открытым небом.
В том году в Сопот прибыло 70 участников. У Пугачевой уже был гран-при болгарского "Золотого Орфея-75". Песня "Арлекино", с которой она там победила, стала ее первым хитом. Перед самим выступлением в Польше Пугачева несколько дней отдыхала там на балтийском курорте и подхватила воспаление легких. Коллеги из советской делегации пытались убедить ее отказаться от выступления.
— Воспаление пройдет, а второго "Сопота" у меня не будет, — заявила будущая примадонна.
Перед тем, как запеть, она перекрестилась. В СССР впоследствии разгорелся скандал, однако в религиозной Польше за этот поступок ей аплодировали. Пугачева пела песню "Все могут короли". Много жестикулировала, корчила гримасы.
И под венец Луи пошел совсем с другой,
В родне у ней все были короли.
Но если б видел кто портрет принцессы той,
Не стал бы он завидовать Луи, хо-хо-хо.
После этих слов она закричала: "Уродина!", хоть такое не было предусмотрено сценарием. Советская критика, называвшая Пугачеву вульгарной, радовалась: их оценки стиля певицы "отвечают истине". В Сопоте же Пугачеву несколько раз вызывали на "бис".
Международный фестиваль в Сопоте состоялся в 1960 году. Все участники пели в сопровождении оркестра. В конкурсе принимали участие многие западные певцы. Эстрадные исполнители из социалистических стран долгое время не могли пробиться в фавориты.
СССР первую победу принесла Тамара Миансарова с песней "Пусть всегда будет солнце" в 1963-м. Советские хиты рождаться в Сопоте начались после победы на конкурсе Муслима Магомаева в 1969-м с песней "Сердце на снегу" Арно Бабаджаняна. В 1970–1980-х "Сопот" даже стали называть фестивалем советской песни. Победителями оттуда возвращались Лев Лещенко с композицией "За того парня", София Ротару с "Водограем" Ивасюка, Ирина Понаровская — "Зови меня, любовь", Як Йоала — "Подберу музыку". А Эдуарду Хилю, Виктору Вуячичу достались только поощрительные награды.
Конферансье в "Лесной опере" Сопота диктовали моду в одежде и манере для всего соцлагеря. Советские телезрители выступления будущих звезд записывали на бобины, а затем на кассетные магнитофоны и, невзирая на не совсем качественное звучание, тиражировали среди друзей и знакомых. Песню "Все могут короли" уже на следующий день после выступления Пугачевой в СССР крутили на каждом шагу.
— Ежегодные трансляции из Польши в конце августа становились для нас будто окном в мир, — вспоминает киевлянин Олег Крук. — На фестиваль в Сопоте приглашали западные группы, которые у нас увидеть было просто невозможно. Для меня и многих моих друзей это были три дня музыкальной демократии.
После распада соцлагеря конкурс в Сопоте отменили. О фестивале осталось несколько легенд. Например, о том, как французский певец Шарль Азнавур долго не мог выйти на сцену, потому что ее никак не хотела покинуть чешская певица. Так ей ужасно понравилось выступать перед польской публикой. Или о том, как француженка Николь сломала на этой сцене ногу.
Несколько лет назад "Сопот" пытались "воскресить". Но приехать на юбилейный, 40-й фестиваль не отозвались ни польская поп-певица Мариля Родович, ни чешский исполнитель Карел Готт. Да и в планы Аллы Пугачевой мероприятие не вписалось. Всех их, как мог, пытался заменить Рики Мартин.
Юлия КОСИНСКАЯ


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru