Алла Пугачева

Алла Пугачева - московская Тина Тернер

Примадонна российской эстрады отмечает день рождения. 15 апреля любимой певице исполнилось 64 года.


Алла Борисовна Пугачева родилась 15 апреля 1949 года в Москве. Необычное даже для тех времен имя будущая певица получила в честь двух знаменитых актрис – Аллы Тарасовой и Аллы Ларионовой.
Отец Пугачевой, бывший фронтовик, очень увлекался сценическим искусством, выступал в народном театре и обожал разыгрывать в лицах веселые истории в кругу друзей, за что получил прозвище «Василий Теркин».
Впрочем, несмотря ни на что, домашние называли Пугачеву не Аллой, а Аленой.
Пугачевы жили у Крестьянской заставы в маленькой двухкомнатной квартирке на втором этаже двухэтажного деревянного дома в Зонточном переулке.
Собственную квартиру к моменту рождения Аллы выслужил отец будущей певицы Борис Михайлович.
Уже в те времена Пугачев был довольно большим начальником в обувной промышленности. (Кстати, неслучайно впоследствии Алла занялась именно обувным бизнесом). В квартире Пугачевых не было лишь ванны, поэтому каждые выходные семья обязательно посещала Воронцовские бани, расположенные неподалеку.
Через год, 7 апреля 1950 года родился брат Аллы Евгений. Как пишет биограф Пугачевой А. Беляков, «Борис Михайлович смеялся, что дети "обложили" отца с обеих сторон, поскольку его собственный день рождения приходился на 12 апреля».
По воспоминаниям брата Жени, Пугачева стала Пугачевой благодаря своей маме Зинаиде Архиповне. В семь лет мама отдала Аллу в музыкальную школу при училище им. Ипполитова-Иванова, а брата – на фигурное катание.
Когда Алла садилась за фортепиано, Зинаида Архиповна выкладывала на полированной крышке инструмента десять спичек. Алла должна была сыграть одно и то же упражнение или пьесу десять раз, перекладывая по одной спичке справа налево.
Когда Борис Михайлович приходил с работы и видел свою измученную дочь за инструментом, то начинал кричать: - Bce! Хватит! Она не будет музыкантом! Она станет обычной официанткой! Официанткой!
Пугачева с детства отличалась своеобразным характером и крутым нравом. Брат Женя вспоминает, что за глаза Пугачеву называли фельдфебелем. Когда кто-то из уличных мальчишек пошутил относительно отца Пугачевой (Борис Михайлович в войну потерял глаз), Алла, недолго думая, пообещала обидчику отца, что он немедленно узнает, каково жить без глаза, и, размахнувшись, ударила того по лицу.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

После восьмого класса Алла поступила в Музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, расположенное недалеко от дома. Несмотря на то, что Пугачевой пророчили карьеру блистательной пианистки, она выбрала дирижерско-хоровое отделение. Мама Аллы считала, что с такой профессией дочь точно не останется без куска хлеба. Видимо, точно также рассуждал и Михаил Шуфутинский, учившийся на одном курсе с Пугачевой.
Кстати, в училище Алла познакомилась еще с Людмилой Зыкиной и Екатериной Шавриной.
В июне 1969 года на выпускном экзамене, как вспоминают преподаватели, Алла дирижировала студенческим хором, исполнившим «Белую березу» и «Колыбельную» из кинофильма «Цирк». Старания Аллы оценили на «отлично».
Первой песней, принесшей Пугачевой известность, стала песня Шаинского на стихи Танича «Робот, стань человеком», исполненная в эфире радиопередачи «Доброе утро». Никому не известную певицу Пугачеву нашел редактор Владимир Трифонов, разыскивавший новых «звезд». Радиопередача «С добрым утром!» была в те годы популярна так, как в наше время «Вечерний Ургант».
Но песню «Про робота» она спела еще будучи студенткой. Вдохновленная успехом, по окончании училища, Алла не стала продолжать дирижерскую деятельность. И занялась пением. Причем, вначале своей певческой карьеры Пугачева была приписана... к Липецкой филармонии.
Дело в том, что в те времена ни один артист не мог существовать сам по себе. И многие артисты, известные и популярные, вынуждены были обозначать на афишах, что они выступают от какой-нибудь филармонии. Одна из первых групп, в которой выступала Алла – называлась «Новый электрон». Группа состояла исключительно из столичных музыкантов, но выступала от Липецка. Кстати, как вспоминают очевидцы – в те времена Пугачева была непохожа на ту Пугачеву, которую мы знаем сегодня. У нее, например, была совершенно гладкая прическа с прямым пробором.

МОСКОВСКАЯ ТИНА ТЕРНЕР

В 1975 году Пугачева триумфально одержала победу в Болгарии на конкурсе «Золотой Орфей». Мало кто знает, что на конкурс она попала совершенно случайно. Выступать в Болгарию отправлялся Георгий Минасян, солист эстрадного оркестра Армянской ССР. В Болгарии выбор советской стороны одобрили. Но случилось непредвиденное. Уже утвержденную кандидатуру Минасяна Министерство культуры внезапно отвергло. «Как поговаривали, певец был уличен в гомосексуальных контактах, что по тогдашним представлениям считалось ужасным преступлением; и уж точно такой артист никак не мог представлять советское песенное искусство за рубежом», - пишет биограф Пугачевой А. Беляков.
Вместо Минасяна поехала Пугачева. Уже 14 июля 1975 года «Советская культура» писала: «...Критика, журналисты и публицисты охарактеризовали ее появление на эстраде как подлинно "пугачевский взрыв"...».
С тех пор началось триумфальное восхождение Пугачевой на вершину эстрадного Олимпа.
Зарубежные музыкальные критики называют ее «московской Тиной Тёрнер с привкусом Эдит Пиаф, чьи песни отразили мечтания и надежды миллионов людей…».

«ОНА ДАВНО ПЕРЕРОСЛА ГРАНИЦЫ ЭСТРАДНОГО ЖАНРА…»

Несмотря на то, что с 2010 года Пугачева прекратила гастрольную деятельность, она не ушла в тень. Продолжаются пугачевские «Рождественские встречи», на Первом канале идет кастинг молодых звезд «Фактор-А». Не так давно Алла Борисовна выступила в неожиданном для себя амплуа: озвучила королеву крыс в фильме Кончаловского «Щелкунчик и крысиный король». Пугачева обещает поклонникам, что в скором времени те смогут увидеть ее на театральных подмостках.
«Имя Аллы Пугачевой стало знаковым для отечественной культуры последних десятилетий. Она давно переросла границы эстрадного жанра, из которых пыталась вырваться всю жизнь – порой наивно, иногда скандально, но всегда ярко и талантливо», - пишет А. Беляков в своей книге о Пугачевой, вышедшей в 2009 году в издательстве «Молодая гвардия».
До сих пор Алла Борисовна не написала книгу сама о себе. Единственным биографом, «одобренным» Пугачевой остается некто А. Беляков, чьи материалы мы взяли за основу этой статьи.
Кто такой Беляков, мало кто знает, предположительно, за инициалами А.Б. скрывается сама Алла Борисовна.

ДМИТРИЙ ВОДЕННИКОВ: ЧТО ПОЖЕЛАТЬ ЕЙ – Я НЕ ЗНАЮ. Я НИЧЕГО НЕ ЖЕЛАЮ ПУГАЧЕВОЙ

Сегодня утром, в день рождения Пугачевой мы позвонили поэту Дмитрию Воденникову и попросили его сказать несколько слов об Алле Борисовне.
- Я действительно люблю Пугачеву почти всю свою жизнь, начиная с шести лет. Это долгий пристальный взгляд, это живое настоящее явление. Был период, когда я охладел к ней. Это было связано с политическими моментами жизни нашего общества. Но потом я пересмотрел свои взгляды и понял, что любовь моя была не напрасна.
Моя любимая песня у Пугачевой – «Реченька». Это малоизвестная песня, но она есть в «Избранном». Конечно, ее творчество повлияло на мое. У меня нет стихов, посвященных ей, но есть скрытые цитаты в стихах, навеянные Пугачевой.
Понимаете, когда мы будем умирать, мы будем умирать не в стране, не в семье, не в эпохе, а в самом себе. И тогда в каждом человеке проявится то, что в нем есть. Во мне есть Пугачева.
Мне нравится ее творчество, мне нравится то, что она говорит. Даже в самых острых ситуациях, когда все вокруг кричат «распни», она говорит не по-людоедски. И это хорошо в ней. Она всегда остается живым человеком. Как важно это сейчас, когда полжизни мы проводим среди манекенов. Нет, конечно, есть в ней и переигранность, избыточность какая-то. Помните, как у Моэма в «Театре» мальчик говорил маме: «Я боюсь войти в комнату и не найти тебя». Но все равно, я не боюсь не найти Пугачевой. Эта избыточность ее, свойственная всем людям сцены, - не чрезмерная.
Я никогда не встречался с Пугачевой. Но я и не хочу этого. Настоящая любовь не требует приближений. Я не верю фанатам, которые хотят увидеть Земфиру или, скажем, Литвинову, и сфоткаться с ними. Это не любовь, это гордыня. А в настоящей любви - всегда есть что-то стыдное. Ты не подойдешь близко. Никогда не подойдешь...
Что пожелать ей – я не знаю. Я не могу ей ничего пожелать. Здоровья разве что, но это было бы банально. Я ничего не желаю Пугачевой. Пусть так будет.
Евгения Коробкова


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru