Алла Пугачева

Пугачевский культ



Эстрадная певица Алла Пугачева в очередной раз заявила, что не собирается продолжать концертную деятельность, а многие СМИ привычно опубликовали эту далеко не новую новость. Вот уже почти десятилетие певица объявляет, что уходит со сцены. При этом, однако, прекращение гастрольной деятельности не мешает Пугачевой записывать и презентовать новые песни, вести крупные телешоу, делать резонансные политические заявления, громко и с концертами праздновать своей день рождения, а также продолжать давать десятки или даже сотни интервью, заявляя о своем уходе. История аналогична словам ее же песни: «Сколько раз уходила я, столько же раз возвращалась».
Уникальность Пугачевой состоит, по сути, в отсутствии у нее конкурентов: певице удалось обрести власть над зрителями и истеблишментом как в советское время, так и после распада СССР. В 1970—?1980-е годы она умело эксплуатировала образ неведомой, непредсказуемой, яркой звезды, словно бы ведущей серых советских граждан к красочному будущему. В 1990—?2000-е в ее величии проявились ноты ностальгии: теперь она олицетворяла не будущее, а прошлое старых песен о главном, которое не должно быть утрачено. Как отмечала Ольга Бугославская в журнале «Знамя», Алла Пугачева заняла место «нового национального символа, вокруг которого мы должны наконец сплотиться», стала «ответом на запрос общества, которое настоятельно требует культа какой-нибудь личности».
Почести, оказываемые эстрадной звезде, сопоставимы с монаршими: Пугачева стала настоящим героем толпы, заняв позицию чуть ли не некоего сакрального кумира. Тем интереснее тот факт, что заслуги ее профессиональной деятельности практически померкли перед триумфом частной жизни: мужчины, дочь и внуки Пугачевой не оказались в тени Примадонны, а наоборот, были выведены вместе с ней под свет софитов и фактически составили большую часть поп-сцены. Она одна определяет если не весь шоу-бизнес, то по крайней мере его грандиозную долю: открывает пути для молодых с помощью телепроектов от «Фабрики звезд» до «Фактора А», производит реконфигурацию известных исполнителей на сцене и, удивительное дело, продолжает привлекать внимание миллионной аудитории.
Успех ее песен состоит в том, что при кажущейся инвариантности структуры в них можно найти абсолютно любую женскую эмоцию и психологическую ситуацию. Любит — ?«Миллион алых роз», уезжает — ?«Позови меня с собой», уехал — ?«Три счастливых дня», вернулся —? «Осенний поцелуй» и так далее. При этом каждая песня вполне автономна от социальной ситуации: как бы ни менялись политические деятели или идеологии, люди, «не поднимая глаз», будут продолжать «благословлять на все четыре стороны».

Мнения.ру спросили экспертов, почему главные лица отечественной эстрады не сменяются уже десятилетиями и чем объяснить феномен Пугачевой.?

Артемий Троицкий, музыкальный критик 1 Мая 2013, 14:50:39
Интерес к личности Аллы Пугачевой в основном зиждется на ее частом упоминании в средствах массовой информации. Если бы у нее постоянно не было бы телепередач, связанных с нею скандалов и личных перипетий, случающихся с патологической интенсивностью, интерес к ней был бы слабее. Она не была бы забыта, все-таки в далеком прошлом она прекрасная певица, но отношение к ней было бы более спокойным и адекватным. Просто дело в том, что Пугачева сама многое делает, чтобы ее не забывали, и, с другой стороны, средства массовой информации постоянно искусственно подогревают этот интерес. Но я подчеркну, что этот интерес — ??не к творчеству Пугачевой, а к ее личности. На мой взгляд, свои последние хорошие песни она спела еще в конце 1980-х годов.
Это нормальная ситуация, когда артисты продолжают выступать на шестом, седьмом или даже восьмом десятке. Во всем мире наряду с однодневными артистами и исполнителями, находящимися на пике своей славы около десяти лет, есть и сильные, долгоиграющие певцы. Барбра Стрейзанд, Стиви Уандер и Тони Беннетт в США продолжают выступать, пусть и не очень активно. То же самое можно сказать и об английских артистах вроде Клиффа Ричарда, Томаса Джонса. Алла Пугачева на их фоне — ??просто цыпленок: она дебютировала в середине 1970-х годов, примерно в то же время, что и Элтон Джон, которого до сих пор еще ветераном не считают. ?

Вадим Пономарев, российский музыкальный-журналист, музыкальный критик, колумнист, эксперт по вопросам российской рок-музыки, поп-музыки и шоу-бизнеса 1 Мая 2013, 14:46:32
Алла Пугачева — такой феномен на эстраде, как и Барбра Стрейзанд или Элтон Джон в своих странах, да и во всем мире. Так получилось, что она с самого начала значительно опередила свое время. Экспериментируя с фортепианными балладами, фолк-роком, прогрессив-роком или кабаре, она смогла влюбить в себя огромную страну. Как это ни странно видеть с позиций сегодняшнего дня, где авангардисты занимают позицию снобов и сознательно загоняют себя в башни из слоновой кости. Сложно теперь разделить, в каких пропорциях эта зрительская любовь мотивирована — ??дело ли в музыкальных находках, скандальном имидже или актерских способностях Пугачевой. Скорее всего, всем сразу. Но важнее, что повторить это не удается никому до сих пор. Никому. А поскольку превзойти или хотя бы приблизиться к ее достижениям никому не удается, интерес к Алле Борисовне вполне понятен и даже подразумевается как само собой разумеющееся.
Конечно, такая ситуация неоднозначна. С одной стороны, ту же Стрейзанд или Мадонну тоже вряд ли что-либо выбьет из высшей лиги шоу-бизнеса, кроме смерти. С другой —?? в мире каждое десятилетие появляется новая генерация звезд, а в России она не смогла появиться. Хотя та же Пугачева много делает, чтобы помочь молодых талантам. Но положение дел таково, что в эстраду сейчас таланты у нас не идут, в отличие от академической музыки, где все в порядке. Почему это происходит —?? отдельный большой вопрос...?

Вячеслав Данилов, главный редактор сайта Liberty.ru, политолог, кандидат философских наук 1 Мая 2013, 14:50:13

Алла Борисовна — ??уже давно не человек, это монстр, огромное создание на длинной-длинной шее. Заявления об уходе со сцены —?? это ее способ возвращения. Англичане, как известно, уходят и не прощаются, а русские — ??прощаются и не уходят.
С Аллой Борисовной, конечно, не соскучишься: то она в политику приходит, то она с эстрады уходит. Что же на эстраде останется, если она уйдет? Алла Борисовна уже давно мистическое тело, воплощающее в себе эпоху ухода и транзита. Единственное, что остается неизменным в этой стране, — ??это сами изменения, и она их в себе воплощает. Она умудряется оставаться собой и при этом странным образом трансформироваться.
Есть мода иронизировать над Аллой Борисовной, но людям, которые помнят свои скупые слезы молодости, которые они роняли на ее песней, неуместно над ней потешаться. Алла Борисовна воплощает в себе эгрегор русской цивилизации, не даром что у Пелевина ее имя было «Иштар Борисовна».
Все в этом мире меняется, и только Алла Борисовна, кажется, будет вечной. Алла Борисовна — ??это ностальгия по тому советскому будущему, в котором она могла красиво жить, петь и уйти на пенсию. Исчезнув, Советский Союз оставил ее не как фигуру памяти о себе, а как ностальгию о своем несостоявшемся будущем. ?
Мария Вагина


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru