Сергей Соседов о концертах Аллы Пугачевой и Николая Носкова

Сегодня я расскажу вам, друзья, о своих впечатлениях от двух июньских московских концертов. Они были очень важными, но один в целом порадовал, а другой принес сплошные разочарования. Итак:

ОДНООБРАЗНЫЕ МЕЛЬКАЮТ…

Начну с хорошего. Давно не концертировал в Москве один из самых талантливых наших певцов Николай НОСКОВ. Люблю его глубокий, мягкий, тягучий, всегда узнаваемый голос, сосредоточенную, где-то даже медитативную манеру пения, без излишних телодвижений, вычурных жестов, аффектации. Нравится его приверженность хорошей поэзии, хотя не всегда эта самая поэзия требует музыкального наполнения, так как во многом она сама – музыка. Но, как говорится, у каждого свое видение. В общем, артист был, как всегда, «в своем репертуаре». В Концертном зале им. Чайковского в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра под управлением Феликса Арановского Носков исполнил 14 произведений, в их числе рок-баллады, романсы и свои золотые шлягеры. Говорить, что певец работал исключительно вживую абсолютно излишне, потому что иное в случае его сольных концертов невозможно в принципе. Этот артист слишком уважает себя, свою профессию и свою публику. Работал он и впрямь вдохновенно, серьезно, основательно. Его голос, как прежде, звучит наполненно, глубоко, очень «тембрально», все композиции пропевались на высоком градусе драматизма, со строго дозированным накалом страстей и эмоций (там, где надо). Поражали безупречная чистота пения (ни одной фальшивой ноты), отменная дикция, а также выразительность и четкость фразировки, когда каждое музыкальное предложение преподнесено с необходимыми акцентами, продиктованными ходом развития мелодии и логикой поэтической мысли. Чуть досадно, что артист был излишне интровертен (погружен в себя), где-то даже хмур и мало контактировал с аудиторией, что, несомненно, отдаляло ее от него, порой на довольно большую дистанцию.
В программе явно недоставало контрастов. Почти все песни были исполнены в тяжеловатой, вязкой, отчасти мрачноватой стилистике, временами навевавшей тоску и сон. Певец начал концерт с серьезной, погружающей в глубины собственной души «Исповеди», после которой режиссерски требовался некий контраст, более легкая в смысловом отношении композиция, но дальше все шло в том же самом духе: бесконечные, перегруженные смыслом баллады, которые публика (просто по законам психологии) не в состоянии до конца понять и переварить. Да и концертный зал – не церковь, не молельня и не кабинет психотерапевта, чтобы бесконечно исповедоваться, каяться и уходить в «бессознательное подсознание», а там недалеко и до клиники… Поэтому публика в какие-то моменты (из чувства самосохранения) аккуратно зевала, ожидая окончания очередного песенного монолога, не забывая, однако, отдавать дань уважения и даже восхищения замечательному певцу. Ну как же, это высокая поэзия, это Гумилев, это Пастернак, это же, в конце концов, сам Носков, а не какая-то там попса! Короче, поклонники все решили априори, и ладоней не жалели…
Кстати, пастернаковская «Свеча…», хоть и сделанная в той же балладной манере, прозвучала очень убедительно, весомо, здОрово. В композиции присутствовала атмосфера зимней ночи, святочных гаданий, мистики, рока. Это получилось. Каждое слово было донесено, сакцентировано. Вполне удачна и мелодия – в общем, «Свеча» действительно «горела» на сцене зала им. Чайковского.
Традиционно великолепен в прочтении Носкова и романс «Однообразные мелькают…» на стихи Н. Гумилева. Строчка «как будто розы опадают и умирают соловьи» звучит в устах певца как-то возвышенно-фатально.
А вот гумилевские «Озера» в исполнении мастера как-то не открыли миру своей прозрачной бездонности. Вещь в музыкальном отношении оказалась невыразительной, да и смысл стихотворения, как мне кажется, был не раскрыт артистом. Я бы безболезненно изъял этот опус из программы. Как, впрочем, и еще пару-тройку откровенно нудных композиций. Они только утяжелили концерт. А слушатели ждали, понятное дело, хитов – «Дай мне шанс», «Снег», «Это здорово» и конечно же «Я тебя люблю» и «А на меньшее я не согласен». Ради этого они готовы были терпеть абсолютно все. И минимализм световой партитуры, и практически всякое отсутствие движения на сцене, и однообразие общей концепции.
Кстати, оркестр был тоже по большому счету не нужен: зачем скрипки, если они слегка журчат лишь фоном? Зачем виолончели, когда их партии можно, и даже с бОльшим успехом, заменить электрогитарами? Собственно, именно рок-музыканты из коллектива Носкова, прячась в оркестре, и делали погоду по части эффектных риффов и проигрышей. Ну и к чему здесь оркестр? Ради значимости? Пущей дороговизны? Пыль в глаза.
А все свои хиты Николай исполнил безукоризненно. Было много цветов. Публика кричала браво. В финале все встали. Вот и думаешь, а нужны ли все эти аналитические разборы, когда большой успех налицо?

ЕЕ ПЕСНЮ НЕ ЗАДУШИШЬ, НЕ УБЬЕШЬ!?

А вот другой концерт успеха практически не имел. Хотя именно это музыкальное шоу, казалось бы, уже одним своим заглавием метило в номинацию «главный концерт года». Речь идет о рок-акции «ПЕСНИ ДЛЯ АЛЛЫ», подготовленной частной радиостанцией с именем той женщины, которая… уже не поет. Но кто-то же должен напоминать о ее великих песнях! Самые известные поп-артисты страны уже давно включают их в свой репертуар. Стало быть, настал черед… рокеров. И вот они решили честно «отметиться».
Сказать честно, я изначально ничего не ждал от этого концерта, хотя бы потому, что он… как бы это поточнее сказать… априори неправильно был расположен – как во времени, так и в пространстве. Понимаете, «ПЕСНИ ДЛЯ АЛЛЫ» максимально «к месту» могут звучать только 15 – 16 апреля, но никак не 10 июня (ведь дорого яичко к пасхальному дню). И не где-то у черта на куличках, у МКАДа, в странноприимном зале с помпезным, но ничего не говорящим названием «Крокус Сити Холл», а – гулять так гулять – в масштабном спорткомплексе «Олимпийский». Ну, или хотя бы в Лужниках. Если же к нынешнему 15 апреля рокеры ничего не успели подготовить, то концерт лучше было отложить до следующего года.
Так я думал, пока 10 июня не пришел-таки в означенный зал около станции метро «Мякининская». Когда же я уходил из него, то понял, что рокерские «Песни для Аллы» стоило не откладывать «на завтра», а ЗАПРЕТИТЬ проводить вообще. Потому как большего сценического и музыкального безобразия я в жизни своей не видывал. Меня постигло крайнее разочарование. В принципе я и раньше прохладно и с большим сомнением относился к нашим «рок-героям», понимая, что большая часть их музыки и текстов примитивна и художественно несостоятельна; но мне всегда хотелось дать им в руки достойный материал, чтобы, что называется, проверить «по большому счету», проверить на вшивость.
И вот такой материал им был дан. Репертуар Пугачевой – море безбрежное: выбирай – кому что по душе. Здесь лирические стансы и «жестокие» романсы, песни-маски и исповедальные баллады, диско и соул, кантри и блюз, рэйв и шансон, поп и рок, и даже хэви-метал… И что же вышло? Да ничего хорошего. Наши рокеры только доказали, что… ничего не умеют: ни петь, ни играть, не говорить. Гениальные в своей красоте и разнообразии мелодии песен Пугачевой были изуродованы до крайности: менялись мелодические ходы, грубо искажались гармонии, произвольно рихтовались поэтические строчки, я уж не говорю о фальшивом пении. Люди с инструментами и микрофонами в руках не только не доносили содержания пугачевских шедевров, но, складывалось впечатление, подчас вообще не понимали, о чем поют и зачем вышли на сцену. Это был форменный парад бездарности и мракобесия. Ну, как можно, тупо мотая головой, формально полуспеть-проорать «Любовь одна виновата» А. Зацепина и Л. Дербенева? (Группа «ЗВЕРИ».) Когда эту вещь поет Алла, хочется жить – столько там чувства, задора, живой эмоции! А как можно брать труднейшего, «диапазонального» «Бумажного змея» В. Резникова и делать из него – воздушного, яркого! – серенький, невнятный рок-шлягерок? (Группа «БИ-2»)
Более чем убого выглядел ПЕТКУН. Не хочется даже описывать его бездарное выступление. Замечу только, что за надругательство над шикарным «Волшебником-недоучкой» ему следовало бы инкриминировать «святотатство». То, что он сделал, было отвратительно. Такие люди ни при каких обстоятельствах не имеют права выходить на сцену.
Зачем Сергей ГАЛАНИН взял «Не отрекаются любя»? Что он там лопотал – монотонно, нудно, никто так и не понял. Только почему-то этот (в оригинале компактный) песенно-актерский номер растянулся у него чуть ли не на 6 минут. Или мне так показалось? Даже Пугачева не выдержала: в итоге стала СерьГе речитативно подыгрывать: «Не отрекаются любя! Не отрекаются любя!» Абсолютно чужеродно выглядела и Юля ЧИЧЕРИНА. Она не поняла тонко спрятанного аромата летних подмосковных лугов в мелодии припева «Звездного лета», оттого с глупой улыбкой прямолинейно голосила: «ЛетА! Ах, ЛетА!» Почему «летА», и так тупо, по-деревенски, осталось неясным. Не вполне удалась и версия группы «УМАТУРМАН» светлого шлягера М. Минкова на стихи В. Тушновой «А знаешь, все еще будет», хотя ребята старались и в принципе сделали все, что могли. Испортила эпохальных «Птиц» («Расскажите, птицы» И. Николаева) своей беспомощной, фальшивой голосьбой Маша МАКАРОВА. Она вышла в дуэте с Вадимом САМОЙЛОВЫМ (экс-«Агата Кристи») – он тоже пел не ахти как, но все же в ноты попадал. Она же – ну просто д… Иначе не скажешь. Впрочем, дурно, повторяю, выступили почти все. Однако хватит уже отрицательных примеров.
Еще одно важное открытие: если бы эти песни я впервые услышал в подобном (то есть не пугачевском) исполнении, я счел бы их… пустышками, дешевками. Но я-то знаю, что это подлинные музыкальные сокровища! Где все спаяно: музыка, стихи, образ, аранжировка, исполнение… Где каждая нота СПЕТА, каждое слово ДОНЕСЕНО! И вдруг такое… Горе-певцы и группы из «независимой» рок-стаи уничтожили душу этих великих творений и, можно сказать, совершили над ними насилие. Горько.
Из тех, кто так или иначе понравился, могу отметить Валерия СЮТКИНА. Он сделал «Арлекино» в джазовой версии. И хотя эта гениальная трагикомическая миниатюра изначально не приемлет подобного аранжировочного костюма, с профессионально-музыкальной точки зрения это было весьма креативно. Понравилась «Балалайка» И. Николаева и М. Танича в остроумной интерпретации группы «ПОСЛЕ 11» (ребята работают в театре Надежды Бабкиной).
Неплохо спела романс «По улице моей» М. Таривердиева и Б. Ахмадулиной певица АЯ (группа «ГОРОД 312»). Пусть вышло не столь тонко и проникновенно, как в оригинале (и даже с ошибкой), но на общем фоне это смотрелось очень достойно. Запомнилась также певица ЕЛКА: она сверхсмело решила одну из самых лиричных композиций в репертуаре Пугачевой «Ты на свете есть» М. Минкова и Л. Дербенева – туда как-то весьма неожиданно инкрустировались элементы… панк-рока. Вот это было интересно. Жаль, что не смогли прийти и спеть Гарик Сукачев, Диана Арбенина, Жанна Агузарова, Владимир Кузьмин… В финале зачем-то запузырили «фанеру» ШНУРА с песней «Сто друзей». Спето неприятным голосом, как-то вздорно, пОшло, но с бо-о-льшой претензией. То ли еще будет! (Правда, эту песню никто почему-то не взял!)
Всего остального не помню. Помню только, что концерт затянулся на четыре часа – с дикими, нудными паузами, сбивавшими темпо-ритм программы. Поразительно, но ПУГАЧЕВА в течение всего этого времени ни на секунду не покинула сцену! Была в меру подвижна, хотя и напомнила, что у нее болят ноги. Пока следующая группа или певец готовились к своему выступлению, она вместе со своим помощником-соведущим Алексеем КОРТНЕВЫМ рассказывала байки из актерской жизни, хохмила, смеялась… Она в прямом смысле была тем самым арлекином, которым «заполняли перерыв». Но концерт тем не менее не шел, стопорился, шутки часто оказывались не к месту, повисали в воздухе. Так бывает, когда нет сценария и режиссуры, но при этом у участников слишком много понтов. Рокеры, видите ли, не могут петь под «фанеру» – только живьем! Отсюда и все эти многоминутные ожидания. Только живьем, дорогие мои, надо уметь петь! Петь, а не, извините, пердеть! Хоть бы наши уши пожалели…
Кстати, многие из тех, кто работал под фонограмму (а такие были), в итоге выиграли: их номера были чище, ярче, звучнее. Впрочем, иных не спасла и «фанера», ведь бездарность, как известно, ничем не прикроешь. И от концерта в целом остались, увы, исключительно тягостные чувства.

Сергей СОСЕДОВ


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru