#!/usr/bin/php-cgi Алла Пугачева - "Невское время" 9 июня 2009

Прощание во сне или наяву?

Алла Пугачева дала два аншлаговых концерта «Сны о любви» в Ледовом дворце – и многим стало непонятно, зачем она покидает большую эстраду
Зрители ждали от любимой певицы каскада старых, добрых хитов, а она привезла новую программу – «Сны о любви» из 27 песен, еще раз породив недоуменные вопросы: зачем же тогда уходить со сцены, если ты любима публикой и столь активна творчески?!

Поклонники гадали: зачем Алле Борисовне понадобился Ледовый дворец, где она ранее никогда не давала сольных концертов? Почему был обойден стороной ее любимый «Октябрьский»? А ларчик просто открывался: декорации программы «Сны о любви» создал Борис Краснов, которого можно назвать Зурабом Церетели от шоу-бизнеса, и придуманная им конструкция тарелки-таблетки-трансформера настолько огромна, что в БКЗ просто не уместилась. А вот для Ледового пришлась в самый раз! Причем чем выше и дальше сидели зрители, тем лучше им было все видно… К тому же Пугачева обладает фантастической энергетикой и умением держать без больших видеоэкранов внимание огромных аудиторий, что лишний раз подтвердила в 10-тысячном Ледовом.
Другой разговор, что «таблетка» и киноэкран использовались в Ледовом не на все сто. Большей частью на них проецировались цветочки-лютики, облака и волны, какие-то абстрактные пятна, а ведь возможности у этой декорации-трансформера огромные. Когда вдруг в знакомой песне «Одуванчик» (музыка Александра Лукьянова на стихи Симона Осиашвили) на экране прокрутили киносюжет о мальчишках, которых бреют наголо и ведут солдатским строем в самолет, то баллада поразила новой глубиной образа и мысли, став, пожалуй, лучшим номером в программе. Но когда в одной из песен на фоне красивого морского берега пролетел аэробус, то, право, стало неловко за столь нелепую (пусть и невольную!) ассоциацию с недавней гибелью лайнера в Атлантике…
Наверное, зрители, пришедшие на прощальный концерт, вправе рассчитывать на то, что прозвучат все великие хиты Пугачевой. Однако в ее коллекции столько замечательных песен, что, начни вспоминать, концерт растянулся бы на неделю, и все равно нашлись бы недовольные: «А почему не спела «Арлекино», «Робота» и еще что-то?» Кроме того, Пугачева уже несколько раз привозила в Питер программу «Избранное» и повторяться не хотела. Вот и сделала в «Снах о любви» акцент на песнях последних лет, оставшихся в тени старых хитов Паулса, Зацепина. Этот ход не сразу оценил даже Илья Резник. После апрельских концертов в Кремле поэт вздыхал:
– Нельзя петь столько новых песен, явно многовато! Все-таки самый гениальный вариант – это ее прежняя программа «Избранное», где она была на сцене в «черном кабинете» и пела старые хиты. Я даже не сдержался и после московской премьеры позвонил ей: «Алла, зачем тебе все эти декорации! Сломай к такой-то матери!»
Но после питерского концерта, на который Резник приехал специально, он изменил мнение:
– За полтора месяца гастролей Алла прекрасно освоила декорации Краснова, и песни новые вполне уместны. Как гармонично и тонко состыкованы старая баллада «Свеча горела» на стихи Пастернака с новой шикарной песней «Опять метель» (из фильма «Ирония судьбы – 2») Константина Меладзе. И моя новая баллада «Спасибо, любовь!» на музыку Максима Фадеева пришлась ко двору в финальной части программы.
Финал просто потряс. Честно говоря, я бы его запретил! Из соображений техники безопасности. Не знаю, кому пришла в голову мысль отправить Пугачеву по гладкой тарелке-таблетке подниматься чуть ли не под купол Ледового. Да еще дымку на сцену подпустили! Как она – наощупь! – дошла до лифта без страховки и перил в туфлях на высоком каблуке – уму непостижимо!
…Жанр «прощального тура» придуман давно и не в нашей стране. На Западе им не пренебрегают самые уважаемые легенды. При этом все понимают условность данного мероприятия, и если через год-другой звезды вдруг надумают вернуться, то никто не бросает им упреки: «Что ж ты нас так развел на прощальный тур?!» В России громкий прощальный тур закатил несколько лет назад Иосиф Кобзон, но и нынче он царствует на эстраде, поет себе, гастролирует, радует публику. Так что не стоит драматизировать события и вздыхать, что мы больше не увидим на сцене великую Аллу Борисовну. Пройдет ее нынешний тур (питерские концерты были 7-м и 8-м по счету, а впереди еще 38 в России, на постсоветском пространстве, а также в Германии и США), Алла отдохнет годик-другой и, дай Бог, вернется. К этому времени как раз вырастет на Васильевском острове новый комплекс «Театр песни Пугачевой», и кому, как не примадонне, открывать его. Идея возвращения придется тогда как нельзя кстати. Только бы со здоровьем у Аллы Борисовны все было нормально и голос бы звенел…

Виктор Казаков

Рейтинг@Mail.ru