Первенство Пугачевой в советской поп-музыке было естественным следствием государственного монополизма во всем

Царь-певица

Первенство Пугачевой в советской поп-музыке было естественным следствием государственного монополизма во всем

Русский шоу-бизнес после ухода Пугачевой впервые за 30 лет окажется в ситуации "без главной певицы": приведет ли это к перераспределению славы и денег в пользу других участников шоу-бизнеса?
Алла Пугачева правила на эстраде 30 лет: вся российская поп-музыка, по сути, была у нее на разогреве. Это была своеобразная вертикаль власти — "царица и все остальные". Кто придет на смену Пугачевой, если она действительно уйдет со сцены? На эту тему размышляет известный продюсер Игорь Селиверстов, создатель групп "Мальчишник", "Кар-мен", "Технология", "Стрелки".

— Пугачева милует и казнит, пускает или не пускает в эфир... Всегда ходили слухи о том, что ее влияние огромно. Насколько это правда?
— Скажем так: она не была членом мафии шоу-бизнеса. Той, которая вокруг телеканалов и которая своей задачей ставит получение прибыли и продвижение своих артистов. Пугачева никогда не имела таких рычагов. Другое дело, что благодаря ее статусу она сама порой сталкивала между собой телеканалы. Например, то она Первый канал не любила, то канал "Россия"... Но она не определяла политику телеканалов при отборе исполнителей. Она могла только с кем-то не захотеть работать или с кем-то захотеть.
— Ну а то, что называется "пугачевский клан", семья: казалось, они-то все за ее счет держались на плаву?
— Семья, ближний круг, успех тех, кто рядом, ее действительно всегда интересовали. Но вот эта череда мужчин-проектов (они все — ее проекты, которыми она занималась как продюсер) — это довольно символично для всей нашей системы: дело в том, что семейственность, родственность — это самый надежный в России способ устройства любого бизнеса. Поскольку никто никому не доверяет, с родственниками или любовниками по крайней мере больше надежности. Поскольку правовой защиты у артиста или продюсера по-прежнему нет, он вынужден опираться на личные связи. И Пугачева поняла это просто раньше других.
— Она 30 лет формировала почти в одиночку представление о хорошем и плохом на сцене. Таким образом, страна до сих пор живет в эстетике 1980-х... Публика воспитана Пугачевой на том, что "не отрекаются, любя"...
— У нее была и есть своя публика. Но всегда была и публика, которая Пугачеву всерьез не воспринимала. В советские годы она была естественным монополистом — хотя ей дышали в спину даже и тогда Ротару, Гвердцители, Анциферова... Причем она в каком-то смысле сама стала заложником этой монополии, общей системы, в которой мы жили, когда один вождь, один главный певец... Ведь после распада Союза она — продукт советской системы советского шоу-бизнеса — не могла покорять мировой рынок, и она понимала это. Поскольку русский шоу-бизнес — замкнутая система, он имеет свои пределы, достигнув которых, уже невозможно в принципе ничего сделать принципиально нового. И она, давно добившись здесь всего, стала просто ходить по кругу. И на обломках прежней системы держалась 20 лет, по сути, ее слава.
— А она понимала, что сама стала заложницей системы, которую сама же и создала в какой-то степени?
— Да. Причем у нее всегда было желание что-то сделать с этим монополизмом. Вот взять тот же Театр Аллы Пугачевой — по сути, первое продюсерское агентство, созданное вместе с ее мужем Александром Стефановичем (от ред. - еще бы Орбокаса приплели - не Стефановичем, а Болдиным) в 1988 году: это же была попытка как-то разбавить сложившуюся иерархию советской эстрады, предложить что-то новое. Сколько она сил положила на одного Челобанова в свое время!.. Это такой же талант, как у Мадонны: она видит что-то чужое хорошее и сразу берет какие-то звуки, стиль, и за счет этого все время держится на плаву. Она не брала готовых звезд, как это делают сейчас, она раскручивала с нуля человека. И она очень многим дала путевку в жизнь. Для нее это не было бизнесом, хотя бизнес там всегда, конечно, присутствовал. Для нее главное — сделать то, чего еще никто до нее не делал. Но она не умела заниматься бизнесом — она несистемный человек.
— Действительно ли Алла Борисовна приносила баснословный доход студиям?
— Когда лидером звукозаписывающим была студия "Союз", примерно лет 10-12 назад, она выпустила альбом Пугачевой. Гонорар, который она получила, был по тем временам немыслимый: речь идет о сотнях тысячах долларов. И я знаю, что диск при этих гонорарах окупился недели за две.
Пугачева, конечно, на протяжении последних 20 лет — самый дорогой отечественный артист. Уникальный был случай, когда ее приглашал один олигарх спеть на своем каком-то празднике. Он ей предлагал гонорар, я могу его назвать: полмиллиона долларов. За одну песню. Это было просто у меня на глазах. И она сказала: не хочу. Причем никакой личной неприязни она не испытывала к этому человеку. Это было в Москве, никуда не надо было ехать. Люди, знающие об этой истории, до сих пор пожимают плечами. Вот такой она человек.
— Гонорары, которые получала она, теперь перераспределятся между остальными звездами?
— Гонорары Пугачевой всем известны (средний гонорар Пугачевой за корпоратив составляет 70 тысяч евро.— "О"), естественно, они автоматически ни к кому не перейдут. Другое дело, что теперь к этой планке будут тянуться. Несколько лет назад Абрамович заплатил одной российской группе очень приличный гонорар — больше 100 тысяч долларов. Так был перейден рубеж: раньше такие гонорары были только у зарубежных звезд за выступление у какого-нибудь олигарха на даче. А после этого случая такой гонорар стал уже не редкость. Хотя полмиллиона долларов, конечно, ни одному русскому артисту не могут заплатить — эти деньги никогда невозможно будет отбить. В своем прощальном туре (по предположительным оценкам общий гонорар певицы составит около 5 миллионов долларов.— "О") Пугачева пытается достичь этой планки. Она была до последнего времени окупаемым артистом, но в эти игры ей уже неинтересно было играть. Я как-то сказал ей: вот, можно провести 30 концертов в Китае. Гонорары сумасшедшие, несколько миллионов долларов они готовы были заплатить. Она сказала: поздно! Не хочу.
— А ситуация, когда одна всенародная певица на всех, тоже уже не повторится?
— Понимаете, эта ситуация — когда Пугачева одна — она же не навязана властью. В этом и прелесть, что ее не власть, а народ поставил на это царство. Были, да и сейчас есть претенденты, но они все недотягивают. Например, Долина слишком хороша для народа, "слишком изысканный голос". У нее нет такого драматизма в судьбе, как у Пугачевой. Ведь что в народном сознании считается драматизмом? Что она никогда, по сути, не была счастлива в личной жизни. Она ведь, например, никогда не связывала свою жизнь с совершенно неизвестными людьми, с которыми могла бы, создать нормальную семью. Все мужчины, которые были вокруг нее, они были успешными, конечно, но они все-таки в большей степени использовали ее, получали от нее больше, чем она получала от них. Я не любитель обсуждать чужую личную жизнь, но в ее случае это очень выпукло заметно. Логике не поддается ее личная жизнь на протяжении последних лет 15, в том числе и сегодня. У меня есть своя версия, и я в ней уверен: что у нее все — проекты-проекты-проекты, что ничего личного, человека там нет. В этом, конечно, ее колоссальная драма. Она сама выбрала такой путь.
— Но все же кто ближе всех находится к ее статусу "всенародной"?
— По степени народности, по харизме — Земфира. Но все-таки у нее своя история. Земфира прежде всего поэт. А Пугачева — певица. Это две разные ниши. Они схожи тем, что одна всегда была — про себя и вторая — про себя. Мало кто может в России жить свободно, во всю силу — это состояние свободы у артиста по-прежнему конвертируемый товар, и 30 лет назад, и сейчас.

Беседовал Михаил Серафимов


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru