Вечная вы наша

Зря Первый канал рассорился с Галкиным. Поступок непредусмотрительный, особенно накануне юбилея Пугачевой. Весь эксклюзив достался конкурентам с «России». Впрочем, к облику Аллы Борисовны и нашему знанию о ней это решительно ничего не добавило.
И старые, и новые передачи слились в один грандиозный спектакль. Его основной мотив - не горечь расставания, а, напротив, триумф победы: над возрастом, над обстоятельствами, над судьбой. В отличном «Портрете на фоне» кисти Леонида Парфенова (год 1993-й) мы видим взъерошенную усталую женщину с массой комплексов и проблем. Сегодняшняя примадонна образца кремлевского концерта «Сны о любви» - вечно юная красавица, уверенно приглашающая восторженных зрителей (в числе которых камера выхватывает Светлану Медведеву) на свой юбилей. Сбылось песенное пророчество певицы: «Все ушли в осень, только я в мае».
И никакие проблемы с вокалом не отменят сей максимы. Личность Пугачевой гораздо интереснее женщины, которая поет. Кто бы еще смог заставить робеть президента на вручении ордена и одним взглядом подчеркнуть оплошность: 10 лет назад были заслуги перед отечеством второй степени, а теперь стали третьими? Кто еще способен на прощальную пресс-конференцию в формате виртуозно разыгранной мистерии? Она стала подлинным событием эфира. Болотный экран давно уже не видывал ни того эмоционального напряжения, ни той запредельной свободы, которую явила А.Б.
Матрица современного ТВ - ее рук дело. Она одна из первых поняла: ничто так не формирует умонастроения в закрытом обществе, как миф, отождествляющий известного персонажа с коллективом. Ее хит «Так же, как вы, как вы, я по земле хожу» стал символом веры. Она первая сотворила мощное орудие масскультуры не столько из песни, сколько из своей жизни. Новаторство удачно совпало со свежими веяниями в оной культуре, функционирующей исключительно в альковном ритме. Отнюдь не случайно лучшим пожеланием звезде в программе «Сюрприз от Аллы, или Старые песни для главной» стала здравица солиста группы «Дюна» - живите с Филиппом 100 лет и умрите в один день от оргазма.
Пожеланию не суждено было исполниться. Место Киркорова занял Галкин, что обеспечило телетаблоиды надежной работой. Пугачева уже более 30 лет - самый точный индикатор общественных устремлений. Плоть от плоти 70--80-х годов, она сумела оторваться от исторического контекста и стать отдельным - вневременным, внепоколенческим - социокультурным феноменом. Более того, феноменом общественно-политическим.
Телеведущий Сергей Шолохов даже отвел Алле Борисовне роль впередсмотрящего - того, кто «поменял колесо русской истории».
Не знаю, как насчет колеса, но юбилеи А.П. - выразительные знаки эпохи упадка. 10 лет назад, когда слово «творчество» еще не было ругательным, примадонна выпускает «Избранное» - лучшее из всего сделанного ею на ТВ. Она впервые позволила себе роскошь выбора: нравиться не миллионам, а единицам - кто поймет, тот поймет. А.П. отменила все эксперименты, подтвердив верность броской и шумной попсовой эстетике. Звезды ей заискивающе присягали на верность, вокруг суетился Максим Галкин (в нем все труднее узнать талантливого юношу, подававшего большие надежды), "Лужники" ревели от восторга.
В уже упомянутом «Сюрпризе» А.П. сказала Пьехе, которая тщетно пыталась нанести героине поцелуй: «Вечная вы наша». Отныне «нашей вечной» стала Пугачева.

Слава Тарощина


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru