Алла Пугачева ФОТО: ИТАР-ТАСС

Есть, и еще раз есть

Алла Пугачева открыла серию прощальных концертов, представив в Государственном Кремлевском дворце программу «Сны о любви».
Ежась от холодного ветра и уже давно намекающего на весну солнца, терпеливые поклонники Аллы Борисовны совершали под надзором милиции крюк почета через пол-Александровского сада, толпились у металлоискателей в Кутафьей башне и, наконец, попадали в Государственный Кремлевский дворец. В спешке нужды не было: рассчитывавшие на большое скопление народных масс организаторы подвинули начало концерта на полчаса. У собравшихся, таким образом, появилась возможность купить портрет президента, премьера или певицы, а также сфотографироваться с картонной рекламой радио «Алла», несколько экземпляров которой были выставлены в фойе.
Других развлечений, даже буфета, здесь не было, и после третьего звонка зрители покорно зашли в зал.
Из колонок лилось гипнотическое «Болеро» Равеля, символизировавшее, видимо, бесконечный сценический путь главной певицы страны. Под эти звуки первые ряды партера заполнялись друзьями и особыми гостями певицы. Почтить уходящую на покой Пугачеву пришли вполне ожидаемые персонажи: Валентин Юдашкин, Илья Резник, Иосиф Кобзон и Николай Басков, остроумно притащивший огромный букет желтых роз. Кроме них среди гостей были замечены и менее очевидные фигуры, вроде Владимира Этуша, который, впрочем, явно не чувствовал себя лишним на празднике.
Как-то почти незаметно «Болеро», отзвучав все 20 вместо положенных 13 минут, закончилось, и свет в зале плавно погас. За раскрывшимся золотым занавесом обнаружились наклонный круглый экран-подиум и экран-задник, из которого на зрителя летело звездное небо. Как только прожектор выхватил непривычно небольшую фигурку певицы из центра круга, она начала концерт номером с лаконичным названием «Я пою». Музыкальное сопровождение певице обеспечивала пятерка музыкантов с левого фланга и шесть бэк-вокалистов с правого.
Представление «Сны о любви», в предварявших концерт заявлениях Пугачевой называемое «моноспектаклем», логически делится на два отделения без антракта.
Первое состоит из относительно новых песен, в том числе и с последнего альбома певицы «Приглашение на закат». В них Алла Борисовна предстает в образе, наиболее соответствующем нынешним летам и статусу: в текстах доминируют обращение «мальчик» и указания на то, что любовь, о которой так или иначе повествуется в каждой композиции, для героини уже далеко не первая, а то и «Ты моя любовь… последняя…». Исключением из череды новых произведений стала давнишняя «Люди», в которой лирическая героиня просит не мешать ей идти своей дорогой, и попала песня в программу, очевидно, ввиду своей исключительной актуальности.
Вторая часть шоу в большей степени нацелена на танцы и общение с залом.
Она начинается «Позови меня с собой» с хождением в народ и сбором многочисленных букетов и продолжается «Айсбергом», а также такими хитами, как «Свеча горела» и «Опять метель» из саундтрека ко второй «Иронии судьбы». Финалом стала традиционная «Примадонна» с переписанным от первого лица текстом.
Длится все это два с лишним часа и вызывает в высшей степени смешанные чувства.
Прежде всего выстроенные Борисом Красновым декорации довольно точно копируют сценическое оформление прошлогоднего тура Кайли Миноуг. Там тоже была интерактивная сцена-экран и даже музыканты были расположены похожим образом. Сказать, что по сравнению с прошлогодним шоу, показанным австралийской невеличкой в «Олимпийском», нынешний выход Аллы Борисовны заметно проигрывает по всем статьям – не сказать почти ничего. Это касается и куцей, а местами довольно нелепой (видеопараллель облетающих одуванчиков с забритыми призывниками на номере «Одуванчик») компьютерной графики, и музыкантов, которые исполняют свои партии в ладном кабацком стиле.
Аранжировки старых и новых песен в живом исполнении звучали тоже не то чтобы потрясающе – струнные и духовые партии были прагматично доверены бездушным синтезаторам. Кроме того, сама Пугачева на огромной сцене Кремлевского дворца несколько терялась. Когда же она не пела, а говорила или читала стихи, в голосе сквозил такой подлинно мхатовский надрыв, будто уроки сценического мастерства певица брала на экспресс-курсе Татьяны Дорониной.
Тем не менее это был удивительный концерт.
Публика, вопреки ожиданиям, состоявшая далеко не только из поклонниц Аллы Борисовны пенсионного возраста, а и из вполне менеджерского вида юношей и девушек, покорно внимала любовным стенаниям и в нужных местах послушно хлопала и пускалась в пляс. Несмотря на сообщения, что билеты на юбилейные концерты не удалось распродать в желаемом объеме, зал был полон и, кажется, счастлив. Впору задуматься – как Пугачева, которая вот уже несколько лет пускается во все тяжкие и веселит телеманьяков в разнообразном цирке на льду, своими песнями продолжает вызывать живой отклик в сердцах слушателей, окончательно не превращаясь в бесконечный коверный клоунский номер.
Дело тут в том, что Алла Борисовна сегодня (особенно сегодня) продолжает оставаться уникальным артистом.
Она берет не аранжировками, которые зачастую вопиюще устарели, и не текстами, даже самые удачные из которых, вроде «Айсберга», сегодня вызывают лишь уважение к тщательно закрашенным сединам. Просто у нее есть та сумасшедшая витальность, которой хронически не хватает западным поп-звездам. У них и сделано все лучше, и спето красивее, и спецэффекты богаче, но только все равно они больше похожи на киборгов, чем на людей, – смотреть скучно. Пугачева же совершенно покоряет своим неповторимым бабьим темпераментом. Ее героиня уже не похожа на «женщину которая поет», но проникновенный номер «Возвращение» с финальным алкоголическим диалогом наглядно доказал, что и образ нетрезвой соседки по лестничной клетке «мадам Брошкиной» (не была исполнена) может сделать со слушателем не меньше, чем «Сонет Шекспира».
И хотя эта нынешняя харизма имеет в своей основе нечто уже очевидно животное, но ведь зоологический интерес – тоже интерес.
Хотя поддерживать такого рода любопытство больше двух часов не под силу, как выясняется, даже признанным мастерам. Впрочем, в своем приветственном слове Алла Борисовна сама все прекрасно сформулировала: «Спасибо, что вы у меня были. Есть… И еще раз есть». Да, именно так: есть, и еще раз есть. И с этим не поспоришь.
Остается добавить, что оставшиеся юбилейные мероприятия на кремлевской площадке пройдут еще сегодня и завтра. А финалом станет концерт в «Лужниках» «С днем рождения, Алла», где среди прочего обещано исполнение песни «Нас не догонят» дуэтом с Софией Ротару.

Ярослав Забалуев


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru