');
document.write('');
//-->
|
Польский музыковед Гжегож Пиотровский выпустил книгу об Алле Пугачевой, получившую
название "Алла Пугачева - феномен русской песенности". В ней автор анализирует репертуар
певицы, рассматривая его в категориях музыкального и языкового текста, акцентируя культурные
и исторические условия, в которых создавалась та или иная песня. Своим изданием Гжегож Пиотровский
сделал попытку заполнить исследовательский пробел, существующий в отношении феномена Пугачевой,
до настоящего времени обойденного молчанием в музыковедческих работах. По мнению автора, оригинальный
стиль интерпретации Аллы Пугачевой опирается на разные традиции: на французско-американский жанр
актерской песни (Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Лайза Миннелли), на русские образцы литературной песни (
Александр Вертинский, Клавдия Шульженко), а также на достижения авангардной популярной рок-музыки.
Одновременно стиль советской поп-стар развивался в очевидной оппозиции к стилю советской же эстрады
50-х и 60-х годов, становясь в свою очередь эталоном для многочисленных последователей. Пиотровский
отмечает у певицы широкий диапазон (от контральто до сопрано), большую силу, а также характерный тембр
голоса. Ее вокальная техника, сформированная на основании принципов классической постановки, объединяет
различные способы оперирования голосом. В исследовании подчеркивается, что вокалистка проявляет особую
чувствительность к тембру как к важному средству музыкальной экспрессии, сопоставляет крайние
регистры и разные способы артикуляции звука. Она сформулировала (что подтверждают личные ее
высказывания теоретического характера) "паратеатральную концепцию песенного искусства, опирающуюся
на смелый репертуар, представляющий большую литературную и музыкальную ценность". В музыкальном
отношении ее репертуар, как сказано в книге, характеризуется стилистическим разнообразием,
вдохновляемым симфонической, народной, поп- и электронной музыкой, а в литературном отношении в ее
творчестве звучат великие темы любви, свободы личности, а также, что особенно характерно, раздумья
о профессии и жизни эстрадного артиста. В авторских композициях Алла Борисовна, по мнению г-на
Пиотровского, пользуется богатым гармоническим языком в рамках тональности мажор-минор и так
называемой расширенной тональности: "лабильная тональность, многочисленные вставки, сопоставление
тональностей, сдвиги аккордов, хроматизмы и вокальная мелодия со сложными интервалами - это основные
средства ее интерпретации словесного текста". Автор определил идиому "театра песни Пугачевой",
произвел деление творчества артистки на периоды и, наконец, определил ее значение в процессе
модернизации русской популярной музыки.
|