ТЕСТ НА ПУГАЧЕВУ

Его не прошел рецензент газеты «Вести Сегодня»

Извечную оппозицию Моцарта и Сальери напомнила мне статья Светланы Дельфонцевой, которая была посвящена выступлению Аллы Пугачевой в Риге.

У Пушкина Сальери возмущался легкомысленностью Моцарта, который, имея в кармане превосходную партитуру, мог остановиться послушать бродячего музыканта. «Ты, Моцарт, недостоин сам себя!» - горевал его отравитель.
Вот и Пугачева дала маху - по мнению Дельфонцевой, конечно. «Как в репертуаре Пугачевой наравне с такими берущими за душу композициями, как «Свеча», «Пароход», «Трамвайчик», уживаются откровенно слабые песенки? Как может уважающая себя певица, именуемая примадонной и королевой российской эстрады, произносить со сцены «Голова моя глупая» и т.д.»? А песня «Мал-помалу» (которую, кстати говоря, Пугачева в Риге ни разу не исполняла) - так это просто «верх пошлости и безвкусицы».
На мой же взгляд, верхом пошлости и безвкусицы является рецензия, половину которой занимает описание того, как Пугачева «ходила в народ», собирая цветочную «дань» («чтобы окончательно задобрить публику»), и ворчание по поводу задержки с началом концертов. Пугачева-то начала вовремя, и это оказалось единственным, что «приятно поразило» рецензента. Потому как «нельзя сказать, что концерт Пугачевой был хорошо поставленным шоу». «Певица даже не затруднила себя переодеванием» и далее: «в программе не было ни одного срежиссированного номера», «создавалось впечатление чего-то разрозненного, не связанного воедино». Вывод: «Бог наделил Пугачеву красивым сильным голосом и талантом, но явно обделил вкусом». И только народ, тупица, этого не понимает. Радуется, как придурок, что побывал на «престижном мероприятии». А ведь пропали денежки (уж лучше бы в ресторане потратили - и стильно, и вкусно) и «букеты вряд ли уехали на белом лимузине вместе с певицей» (надо было их к ногам Светланы Дельфонцевой сложить - она-то к ним еще не потеряла «особого интереса»). Так что не ходите, дети, на концерты Пугачевой.
Можно, конечно, и не ходить. Но только не судите о Пугачевой по таким вот рецензиям. Бог наделил Пугачеву не только красивым сильным голосом и талантом, но и красивой широкой душой и добротой, что, как видно, трудно понять рецензентке «Вестей сегодня» - ведь Пугачева ходит в публику не за данью (ее и так принесут, только свистни), а из любви и уважения к ней. Чтобы дать зрителю возможность прикоснуться к своему божеству - ведь с последних рядов ее почти не видно. Для зрителя вручить цветы - это предлог подойти поближе к певице, повод поймать на себе ее взгляд. И Пугачева совершает эти променады ежеконцертно, хотя могла бы и не покидать своего олимпа. Я уважаю ее за это.
Однажды, пробираясь в темноте по узкому проходу Дворца спорта, Пугачева споткнулась и исчезла из виду. Упала, но быстро поднялась, шутканула, мол, «так и убиться можно», и продолжила песню как ни в чем не бывало.
И это враки, что «звезда явно не выкладывалась на все сто». Выкладывалась и пела как никогда!
Увы, мы привыкаем к звучанию песен, растиражированных студиями звукозаписи. И я всегда беспокоюсь, как бы живое исполнение не отличалось от «оригинала» в худшую сторону. На этот раз ей удавались даже импровизации. Пугачева пела, плясала, читала стихи, общалась с публикой. Пахала два часа, но не угодила Светлане Дельфонцевой! Она, видите ли, не переодевалась! Это правда. Но я пришел на концерт, который назывался «Поет Алла Пугачева». Вот если бы концерт назывался «Поет и переодевается Алла Пугачева», певицу можно было бы упрекнуть. Не понимаю, однако, зачем расходовать концертное время на переодевание...
«В программе не было ни одного срежиссированного номера», пишут «Вести». А я благодарен Пугачевой за то, что она отказалась от избитых мизансцен с надеванием пыльного рыжего парика, курением сигареты, раскачиванием блестящего шара-маятника. Она отказалась от всего лишнего, бьющего на внешний эффект. Это ли не мера истинного вкуса, который приходит с годами и опытом?
Только музыка и слова, голос и руки, свет и тьма...
Мне рассказывали, что однажды, году в 86-м, Пугачева выступала в концертном зале гостиницы «Космос», кажется, перед иностранцами. Она пела вся в белом, сидя в белом кресле, с которого не поднялась ни разу. И это при ее-то темпераменте! А зал, что называется, плакал. Я схожу с ума, когда представляю себе этот концерт. И какую режиссуру вам еще надо?!
На концерте Пугачевой ничего, кроме самой Пугачевой, не требуется. Нам обещали хороший звук и свет. Я остался ими доволен.
Враки и то, что «хорошие композиции перемежались с явно слабыми», что «отсутствовал единый стиль представления». Ее диапазон настолько широк, что приближается к кругу. Пугачева - очень разная и песни у нее разные. Такой она и нравится своему зрителю.
Из трех живых концертов, мною виденных, этот был выстроен лучше всех. Лучше, чем даже последний альбом Пугачевой, которого она в целом придерживалась. И если бы моя память удержала последовательность номеров, то мне не составило бы труда объяснить причинно-следственные связи. «Примадонна», спетая на бис, была просто царским подарком, а «Живи спокойно, страна!» - тоже на бис, прекрасно заменила бы собою рецензию Светланы Дельфонцевой.
«Здесь не было ровного эмоционального накала». Конечно, не было! И не будет. Все концерты Пугачевой подобны захватывающим дух американским горкам. Все как в жизни. То вверх, то вниз, то смех, то слезы. Радость и горе. Любовь и разлука. Восторг и разочарование. Пугачева не Газманов и не Алсу. И ее концерты никогда не будут идти (тянуться) на одной ноте. Ни музыкальной, ни эмоциональной.
И чтобы покончить, вернемся к «верху пошлости и безвкусицы». На вкус и цвет, как известно, товарища нет. По мне так и «Голова», и «Мал-помалу» - шедевры. Мало найдется в русской фонотеке столь уморительных по содержанию, столь правдивых и столь виртуозно исполненных композиций.
Отбросьте ханжество! Пугачева одна из самых незаурядных актрис русской сцены. Она создала плеяду необыкновенных по выразительности образов, причем не только женских, но и мужских. А если кого-то коробит, то, как говорят на Руси, нечего на зеркало пенять, коли рожа крива...

Александр Малнач (Час)


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru