НЕИЗВЕСТНАЯ ПУГАЧЕВА

Самара вновь встречается с Аллой Пугачевой

Признанная всеми выдающаяся певица, примадонна, знающая себе цену актриса дает сегодня в филармонии всего один концерт.
- Любая музыка - это отражение времени, - как-то в одном из интервью сказала Живая легенда. - А я - визитная карточка своего времени. Кому-то нравится, кому-то нет. Но мне доказывать зрителям уже ничего не надо.
А началось все с того, что еще шестнадцатилетней девушкой, студенткой дирижерского факультета музыкального училища имени Ипполитова-Иванова. Алла Пугачева отправилась на свои первые гастроли по городам Урала. То была программа Александра Лившица и Александра Левенбука "Пиф-паф, или Сатирические выстрелы по промахам", в которой она исполняла песню "Робот", написанную Л.Мерабовым на слова Михаила Танича. В это же время на радиостанции "Юность" звучит в ее исполнении песня Владимира Шаинского "Как бы мне влюбиться", а в 1967 году в кафе "Молодежное" она поет вторую песню Шаинского - "Дрозды".
В двадцать лет у выпускницы музыкального училища начинается настоящая артистическая работа в группе "Новый электрон" от Липецкой филармонии. Приглашение в оркестр Олега Лундстрема, а затем и в Московскую областную филармонию стали оценкой роста ее мастерства.
В 1974 году на пятом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Алла Пугачева стала лауреатом, заняв третье место.
Появилось право на "красную строку" в рекламе, в афише. Она уже ведущая солистка в вокально-инструментальном ансамбле "Веселые ребята" под руководством Павла Слободкина, где с ней вместе работают Вячеслав Малежик и Александр Барыкин. В ее репертуаре: "Посидим, поокаем", "Очень хорошо", "Арлекино". С последней она едет в Болгарию и становится лауреатом международного конкурса. В этом же, 1975 году она успешно записывает песни Микаэла Таривердиева к кинофильму Эльдара Рязанова "Ирония судьбы".
Успехи, признание снова ведут ее в солидный коллектив - эстрадный оркестр Константина Орбеляна - на роль ведущей солистки. Но желание самостоятельной работы, творческой независимости приводит к созданию в 1977 году собственного вокально-инструментального ансамбля "Ритм" под музыкальным руководством Руслана Горобца (при Харьковской филармонии). С ним она и появилась во Дворце спорта "Волгарь" в Тольятти, где я тогда работал директором.
Надо сказать, что гастроли, назначенные на 2-9 апреля 1977 года, накладывались на Всесоюзные соревнования по акробатике. На сцене был расстелен ковер для вольных упражнений, а вдоль первого ряда партера - дорожка для акробатических прыжков. Когда соревнования шли днем, концерты должны были проводиться вечером, а когда спортсмены выступали вечером, планировались дневные концерты.
Надо признать, что это совсем не смутило Пугачеву. Она все поняла и все приняла спокойно, что сразу изменило сложившееся о ней в околоэстрадных кругах мнение. Ее имя с ростом популярности обрастало слухами и легендами: скандальность характера, высокомерие, любвеобилие, страсть к спиртному и даже к наркотикам.
Восемь дней ежедневного общения с Аллой Борисовной убедили меня в лживости всяческих слухов, связанных с ее именем.
За эти дни было дано шестнадцать концертов. В первом отделении выступал ансамбль "Гармония" (г.Астрахань), а во втором - А.Пугачева с ВИА "Ритм". Репертуар ее составляли одиннадцать песен. Программу вел композитор Давид Усманов.
На концерте создавалась какая-то теплая обстановка, вызванная тем, что певица перед исполняемой песней обращалась к зрителям со своими размышлениями, воспоминаниями, пожеланиями.
Здесь мне хочется отметить одну особенность, присущую всем программам Аллы Пугачевой: в каждой из них всегда есть одна какая-нибудь жанровая песенка: это и "Почему так получилось", и "Эй, там на верху!", и "Настоящий полковник", а теперь "Мадам Брошкина".
На концертах в Тольятти певица впервые исполнила свою собственную песню "Приезжай", предварив ее следующей репликой:
- Сейчас будет исполнена песня сегодняшнего дня. Новый композитор, новый поэт, новая песня. Может быть, новая и я. Слова и музыка Бориса Горбоноса.
Зрители увидели замечательную певицу и актрису с полной творческой отдачей, а я отметил: после концерта она заходила в гримуборную как выжатый лимон и долго сидела молча, устало глядя в зеркало.
Из наших задушевных бесед я узнал о начале ее трудного творческого пути, который изложил в начале этих заметок.
Когда она рассказывала о своей работе в оркестре Олега Лундстрема, мы с ней вспомнили, что в мою бытность директором Куйбышевской филармонии она пела 5-9 мая 1972 года в программе "Нам 15 лет" на сцене Куйбышевского Дворца спорта.
Надо сказать, что гастроли Аллы Пугачевой в Тольятти совпадали с окончанием съемок кинофильма "Женщина, которая поет" по сценарию А.Степанова, с музыкой А.Зацепина и в режиссуре Александра Орлова.
Саша рассказывает: "Когда фильм был почти готов, руководству "Мосфильма" представили отснятый материал.
- Что-то тут все песни про любовь - мрачно кто-то заметил, - а гражданская тематика совсем не затронута.
- Я эту тематику и не трогала, - возразила Алла.
- Могут возникнуть проблемы, - заявил директор студии Сизов и порекомендовал нам поехать в Тольятти на концерты Пугачевой, где должны были присутствовать представители рабочего класса, и снять ее там, показав, что простой народ очень любит певицу даже без гражданских песен.
Кинозрители помнят, как в финале фильма "Женщина, которая поет" в течение пяти минут показывают зал дворца спорта "Волгарь" с восторженно принимающими певицу зрителями. Не скрою, эти кадры у меня всегда вызывают прилив гордости.
Что же касается репертуара певицы, то он был определен ею раз и навсегда - в начале творческого пути, когда (по ее рассказам) Клавдия Ивановна Шульженко завещала ей: "Твоя сила в нежности, в любви. Пой о любви!" И совсем не случайно, а закономерно, что на 25-летнем юбилее телепрограммы "Песня года" 2 января 1996 года творчество А.Пугачевой было отмечено премией им. Шульженко.
Кроме ежедневных задушевных бесед во время гастролей, были у нас с Аллой Борисовной и неформальные встречи. Несколько раз мы были приглашены в ресторан "Жигули" директором по экономике АвтоВАЗа Петром Макаровичем Кацурой, моим высоким начальником и большим другом.
Как-то Алла попросила организовать баньку. В то время финская баня была только в пожарной части, которой командовал Владимир Борисович Комар. Запасясь пивом, водкой, коньяком, всякими деликатесами, после очередного вечернего концерта мы, четыре мужика и певица, поехали париться. Купались в бассейне и парились порознь, а за столом собирались все вместе. Я еще раз убедился в лживости слухов о певице - за все время она выпила не больше двух рюмок коньяка.
И все же одну просьбу Пугачевой мне выполнить не удалось. В первый день приезда она попросила достать ей автомобиль "Нива", которые только что стал выпускать завод. Оказалось, что ей нужна именно эта марка для мужа Александра Стефановича - кинорежиссера, заядлого охотника и рыбака.
Я сразу пошел с ходатайством в профком, партком и генеральную дирекцию ВАЗа, но за десять дней этот вопрос мне решить не удалось. Поэтому при прощании в номере гостиницы я принес ей свои извинения, а она поцеловала меня в щечку, потрепала за подбородок и спела: "Жил да был, жил да был, жил да был Луи-король", - намекая на мое имя Луидж и на то, что не все могут короли.
Когда через месяц я позвонил Пугачевой домой в Москву, ее брат Евгений сообщил, что она уже купила "шестерку" по фондам Министерства культуры.
В октябре 1986 года состоялась еще одна и последняя встреча с Аллой Борисовной. Во Дворце спорта шла ее программа "Пришла и говорю" с участием Владимира Кузьмина. После концерта мы с женой Светланой Александровной с букетом роз навестили Аллу Пугачеву в гримуборной. Встреча получилась по светским канонам: вежливая и сдержанная. На предложение откушать домашних пельменей получили вежливый отказ, мотивированный отсутствием настроения из-за только что понесенной тяжелой утраты - смерти матери Зинаиды Архиповны.
Накануне юбилея певицы 7 января 1999 года на ОРТ состоялся изумительный сольный концерт Аллы Пугачевой, где она блеснула новыми гранями своего могучего таланта.
- Жизнь актрисы, - говорит она, - это особая жизнь. До конца своих дней я буду женщиной, которая поет. Я эти старые песни раньше пела как певица. Теперь я больше играю. Позовите - и я приду!
Вот и позвали. Вот и приехала. Радуй нас, Живая легенда!

Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru