"ОСОБЕННО БЫЛА ПОПУЛЯРНА ИСТОРИЯ ПРО ТО, ЧТО ОНА УБИЛА МУЖА УТЮГОМ"

Однажды Алла Пугачева, говоря о своих многочисленных мужьях, дала им неожиданное определение: "Они - как ступени от ракеты, которые отпадали по мере того, как я поднималась все выше и выше". И действительно, каждому мужу была уготована своя определенная роль в судьбе певицы: один стал отцом ее дочери, другой - продюсером. Александр Стефанович стал "крестным отцом" мифа по имени Алла Пугачева (от ред. - Стефанович столько всего путает, что вряд ли действительно был "крестным отцом" того, о чем говорит). Во всяком случае, он признался корреспонденту gzt Светлане Сметаниной, что все началось именно с его легкой руки. Так что звездой Пугачева стала бы и без Стефановича, а вот мифом и легендой - может быть, и нет.

- Как вы познакомились с Аллой Пугачевой?
- Нас познакомил Леонид Дербенев, мой друг, выдающийся поэт. Он писал тексты песен для нее вместе с композитором Зацепиным. Дербеневу пришло в голову соединить меня, подающего надежды кинорежиссера, занимающегося музыкальным кино, и Аллу, в это время испытывавшую определенный кризис во взаимоотношениях с ансамблем "Веселые ребята", с которым выступала. Она ушла оттуда. Он нас с ней познакомил у себя дома. Думаю, она тоже была подготовлена к тому, что встретит режиссера: была в ударе, играла на пианино, импровизировала, пела, устроила такую феерию. Мы договорились о встрече. Поехали в ресторан под Москвой, который она называла "Еловая шишка". И там за столом, продолжая производить на меня впечатление, она разрезала руку себе ножом... А потом в моей записной книжке оставила кровавый отпечаток и написала: "Это кровь Аллы Пугачевой. Определите на досуге мою группу, так как петь - это мое кровное дело". На следующее утро, которое мы провели вместе, под впечатлением я написал в записной книжке: "Идея - Театр Аллы Пугачевой". Она спрашивает: "А что это такое?" Я отвечаю, что как режиссер хочу предложить ей несколько вещей. До этого она меня пригласила на свой концерт, чтобы я посмотрел. Я там чуть не упал в обморок: молодая современная девушка - и вышла в таком кошмарном платье: на плече у нее была присобачена какая-то большая роза... Когда она для меня была никто, мне было все равно, но когда она стала близким человеком... Я сказал Алле, что, во-первых, ей нужно сменить имидж, сделать свой ансамбль, свою программу. Мы начали с того, что художница фильма, который я снимал, Марина Левикова, сделала ей первое концертное платье в стиле западных поп-звезд. Вскоре и Слава Зайцев приложил руку к ее образу, создав знаменитый малиновый балахон. Кроме того, я составил ей программу из пяти пунктов. Пункт первый - ты должна петь всегда от первого лица, твои песни должны быть как исповедь. Второе - ты должна принести на эстраду образ одинокой женщины, никогда не рассказывать в интервью о своих романах, ты всегда одинока. Но не просто одинока, а еще и с ребенком. Потребители этой культуры в основном пэтэушницы или брошенные женщины. Ты должна быть их рупором. Третье - театрализация песен. Сними микрофон со стойки: в одной песне он у тебя будет скипетром, в другой - бокалом, из которого ты пьешь. Получается целый сценарий...
Это была программа создания определенного образа певицы. Теперь это называют модным словом "проект". И еще я написал 20 пунктов на бумажке - последовательность действий по внедрению в массовое сознание этого образа: съемки на телевидении, статьи в газетах "Московский комсомолец", "Комсомольская правда". И эти два плана висели у нас над столом в кухне, и многие их видели. Я педантично следил затем, чтобы каждый пункт выполнялся, и, когда это происходило, вычеркивал его красным фломастером.
- Вы почувствовали, что она чем-то отличается от других?
- Конечно, иначе бы я в нее не влюбился. Во-первых, она человек талантливый. Во-вторых, хорошая ученица - у нее была способность впитывать все мои уроки, как губка. Поэтому я стал ее имиджмейкером, хотя не знал тогда этого слова. Я давал ей читать книжки, названия которых она раньше не знала. Потом стал читать ей стихи своих любимых поэтов - Шекспира, Мандельштама, которые вошли в ее репертуар. Я также стал убеждать ее, что нужно писать песни самой. V нее был определенный комплекс по этому поводу: она считала, что композиторы - это люди с особым даром (от ред. - свои первые песни Пугачева написала задолго до знакомства со Стефановичем, "Что вы плакать, никогда" была даже запис ана для пластинки в журнале "Кругозор"). Но я ее убедил, что сочинить простенькую музыкальную мелодию может каждый, и она это сделала. Мы тайком записали три первые песни - "Сонет Шекспира", "Женщина, которая поет" и "Ленинград" (от ред. - "Ленинград" в фильм не вошел, вряд ли и планировался, зато в фильм вошла песня Пугачевой "Приезжай") на "Мосфильме" - под предлогом, что эти песни нужны для фильма, который я тогда снимал. А на самом деле они были предназначены для картины "Женщина, которая поет". Трюк состоял в том, что никто никогда не позволил бы ей записать их официально.
Тогда разразился грандиозный скандал. Дело в том, что писать музыку для фильмов имели право только члены Союза композиторов. Певица Пугачева, понятное дело, членом союза не была. И вот Алла приходит со студии с вот такими глазами и говорит: "Что ты натворил, куда ты меня втянул?" Чтобы ее спасти, я быстро придумал легенду, что автором этих песен является никому не известный Борис Горбонос. Это было имя моего школьного товарища. Директор "Мосфильма" Николай Сизов, бывший милицейский генерал, приказал провести расследование. Меня вызвала заместитель главного редактора "Мосфильма" и сказала: "Признавайся, откуда вы взяли этого композитора?" Я начинаю тут же на ходу выдумывать, что это инвалид, живет в Люберцах, мы записали эти песни, чтобы поддержать этого нищего несчастного человека. Она даже расплакалась - такая история душещипательная получилась. Испрашивает меня: "А хотя бы увидеть его можно?" Я говорю, что, конечно, можно. Потом вышел из кабинета и думаю, как же его увидеть? Звоню Алле. Она приезжает, мы забегаем в кабинет Гии Данелия, который в тот момент отсутствовал, и начинаем переодеваться. Ей приклеивают усы, она надевает парик, снимает с меня пиджак, галстук и рубашку, садится за рояль, и в таком виде мы делаем серию фотографий. Конечно, это совсем добивает наше руководство. И они говорят: да хрен с ним, ну пусть будут две песни в фильме, несчастный же человек. Когда картина "Женщина, которая поет" вышла в прокат, песни "Бориса Горбоноса" стали безумно популярными. И в результате Алла Пугачева получала за них гораздо больше денег, чем за все свои выступления. Надо сказать, что хотя оплата труда композитора была мизерная - за одно исполнение песни платили 17 копеек, но эти копейки, помноженные на количество залов и ресторанов, в результате давали по тем временам астрономическую сумму. Например, Давид Тухманов за один день 9 Мая, когда песня "День Победы" исполнялась повсюду, зарабатывал натри автомобиля. А Пугачева за свой концерт в "Лужниках" - два отделения, 10 тысяч человек - получала всего 16 рублей.
- Почему вы стали заниматься ее карьерой?
- Мне хотелось сделать подарок любимой девушке, и я создавал ее миф. К примеру, с помощью моего приятеля из "Комсомольской правды" (от ред. - на самом деле, эта серия публикаций вышла в газете "Московский комсомолец") мы решили запустить в обращение новый образ эстрадной певицы: интеллектуальной, умной, раскрепощенной, диссидентствующей. Какой в жизни Пугачева абсолютно не была. Мы с журналистом провели три дня в ресторане Дома кино, и под шашлычок и вино я ему надиктовал монолог от ее имени, где были цитаты из древнекитайской поэзии, размышления о путях современного кинематографа, мысли о судьбах страны, сравнение западной и российской эстрады и т.д. и т.п. Это интервью произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Из этих трех газетных "подвалов" (от ред. - четырех, а не трех) потом сделали самодельную книжку, которую передавали друг другу и читали. От такого интеллектуального напора и несвойственного эстрадной певице знания жизни у советского читателя был шок. Дальше - больше. Как-то позвонили из "Литературной газеты" и попросили Пугачеву дать интервью, а по сложившейся практике все ее интервью давал я. Я отвечаю, что сейчас она интервью дать не может, потому что дает интервью японской газете "Асахи". А они удивляются: по какому поводу? А я отвечаю, что в Японии назвали великих людей двадцатого века, и среди них два человека из России - Юрий Гагарин и Алла Пугачева. И тут же "Литературка" это напечатала. Потом это повторили другие газеты, хотя ничего такого и в помине не было.
В другой газете спросили как-то о количестве ее пластинок. А вышло тогда тысяч сорок - не очень большой тираж. А мы запустили "утку", что вышло сто миллионов. И эта цифра стала гулять по всем изданиям. Мы журналистов убеждали то в одном, то в другом. Хотя тогда вроде бы была суровая цензура, но легкомысленную эстрадную тематику никто особо не проверял. И вот вешали эту лапшу всему советскому народу. Байки придумывали на ходу. Особенно была популярна история про то, что она убила мужа утюгом. Я выдумал эту чушь сам, но ее муссировали многие газеты. Это тоже было частью плана, потому что работало на популярность.
- А поводы для ревности возникали?
- Как я уже говорил, в жизни она была человеком, не имеющим ничего общего со своим разбитным эстрадным имиджем. И характер у нее тогда был гораздо лучше, да и поводов для ревности мы старались друг другу не давать. И тогда у нее были вполне нормальные представления о жизни и семье. Это два разных человека - тот, кого я знал, и тот, кто есть сейчас.
- Как вы думаете, почему Алле Пугачевой удается так долго привлекать к себе внимание и прессы, и публики?
- Потому что Пугачева всю жизнь несла тему женского одиночества и делала это в форме исповеди. Этот прием бьет наповал. То, что Пугачева делала в 70 - 80-х годах, это была ломка стереотипов на эстраде. А сейчас, в эпоху ночных клубов, нужны другие приемы, нужен совершенно другой образ. Условно говоря, когда все вокруг говорят о политике, нужно петь о любви. Когда все говорят о любви, нужно петь о политике. Нужно отличаться оттого, что говорят все остальные. На этом простом принципе построено настоящее искусство. Пугачева один раз разрушила стереотип, всю жизнь пронесла этот образ, но заново стереотипов она не разрушала. Конечно, ее образ стал определенной легендой. У каждого народа должна быть своя эстрадная легенда. Правда, у этой легенды всегда есть оборотная сторона - обычная жизнь всегда длиннее жизни на эстраде. Кстати, о легендах. Однажды мы пришли с Аллой Пугачевой в ресторан, где мы всегда обедали, и там за соседним столиком сидела легенда 70-х - певица Майя Кристалинская. Увидев ее, Алла громко, на весь зал, спросила у меня: "А что, Кристалинская еще жива?"

Ее фанаты

Екатерина Красикова: "Алла Пугачева - это вся моя жизнь"

"Увлечение творчеством АБ для меня не хобби, это вся моя жизнь. Мне сейчас тридцать три, а началось все это с десяти лет. Когда мне исполнилось десять, мы с родителями уехали в город Ейск. Там в обычном открытом кинотеатре мы попали на фильм "Женщина, которая поет". Кто такая Пугачева, я уже знала, но с такими пронзительными эмоциями столкнулась в первый раз. Мы с мамой сидели на скамеечке в обнимку, нас кусали комары, но на это было наплевать, мы так плакали, просто навзрыд.
В этом фильме есть момент, когда Алла Борисовна поет на мосту, у нее там черный капюшон, и крупно показывают ее глаза. Когда я их увидела, у меня промелькнула мысль: ну хотя бы раз увидеть эти глаза не с экрана, а в жизни. И увидеть ее глаза мне удалось только через восемь лет, на первых "Рождественских встречах", которые проходили в "Олимпийском", 11 декабря 1988 года. Пару раз я даже встречалась с Аллой. Несколько лет назад мы с папой пришли на сольник Вовы Преснякова "Прощай, детство" и, уходя, задержались в раздевалке. И вдруг отец говорит: "Вон твоя рыжая стоит!" - и разворачивает меня, а у бордюрчика стоит ОНА, абсолютно без грима, под ручку с Евгением Болдиным. Я не выдержала, подъехала к ней [я передвигаюсь в инвалидной коляске]. Не знаю, как это получилось, но сказать я ничего не решалась, только промямлила что-то вроде: "Большое спасибо". Пугачева молча взяла меня за руку.
И вдруг среди зимы и вьюги я увидела, как из-за спины у нее вырастает букет желтых нарциссов. Цветы огромные, с ладонь размером. Иона подарила мне эти цветы!
После этого, как-то на "Рождественских встречах", я осмелела и попросилась посидеть рядом с ней. Просто хотела присесть, душу согреть. Она согласилась, а я на нервной почве никак не могла коляску развернуть, руки у меня не слушались, так Алла Борисовна взяла мою коляску, развернула меня и рядом с собой поставила. Потом поправила мне крестик, аккуратно раскрутила цепочку на шее и повесила его ровно, чтобы не болтался. А один раз на "Избранном" (концертный тур АБ], я второй раз пришла на этот концерт, Алла Борисовна, проходя мимо, положила руку мне на плечо: мол, держись! У меня прямо сердце к горлу подкатило, сижу и плачу. Вот так мне повезло. Она для меня столько значит! Я люблю ее за ум, тонкость, глубину, юмор и самоиронию. Ценю ее умение подать себя. Столько лет прошло рядом, хотя за одним столом мы не сидели, но я чувствую какое-то родство с ней. Это то, на что я в своей жизни опираюсь, то, что дает мне силы. Всегда хожу на концерты, если они в Москве, пропустить такое я не могу. После каждого концерта в течение полугода я ощущаю себя такой собранной, как бы подкачанной энергией, не хандрю даже. Каждый концерт дает мне желание жить. Хотя, конечно, мы с Аллой находимся на совершено разных полюсах этой жизни.
Из окружения АБ мне нравится Володя Пресняков. Кристина - очень стильная девушка. Она, наверное, самая сильная после Аллы Борисовны певица на нашей эстраде, та, на кого стоит равняться, и родство тут не причем. А вот к Филиппу я отношусь сдержанно. Насчет стиля Аллы. Все эти моменты похудания, это, конечно, для всех нас приятно. Но даже если она широка, как вся Россия, она от этого не становится хуже. Ей это тоже идет. Для меня она всегда как родная. Дело ведь не только во внешности, но и в ее интеллекте. Прочитав ее интервью, я для себя от крыла Булгакова. Он стал моим любимым писателем. Благодаря ей я впервые прочитала Ахматову, Цветаеву, теперь я слушаю Рахманинова. Ведь человек с плохим вкусом не научит своих поклонников читать классику. Алла Борисовна дала мне возможность внутреннего роста. Когда она поет "Свечу" на стихи Пастернака, у меня просто слезы наворачиваются. Она ведь очень глубокий человек, очень восприимчивый, много делает добра, но об этом молчит".

Ольга Клищевская: "Филипп сильно перебарщивает во всем. Я вообще к нему не очень хорошо отношусь"

"Песни Аллы Борисовны мне нравятся очень давно. Это просто совпадение состояний души. Она поет то, что мне хотелось бы сказать. Я ведь ее поклонница лет, наверное, с пятнадцати. Естественно, как и все, я слышала исполнительницу "Миллиона алых роз" с детства, но понимать, о чем она поет, стала только лет с пятнадцати.
Я вообще стараюсь не пропускать ни одного концерта: вот недавно мы ездили в Киев, только что вернулись. Концерт был замечательный, я довольна этой поездкой. Мне понравилась энергетика. Знаете, как будто заряжаешься положительной энергией. Жаль, что концерты в Москве бывают так редко, приходится выезжать куда-то: часто ездим в Питер, в Минск, пытаемся собирать автографы, но это она не приветствует. Не любит их раздавать. Из песен ее мне нравится очень многое! Буду говорить только о последнем. Вот песни "Любовь" или "От боли я пою" -самые достойные, по моему мнению. Много песен на стихи Анны Ахматовой. Благодаря Алле Борисовне я полюбила творчество этой поэтессы. Я преклоняюсь перед Аллой Борисов ной, потому что она поет о любви. Я ассоциирую то, что она поет, со своей жизнью. Есть что вспомнить, проанализировать, прочувствовать и пережить вновь. Ее творчество помогает жить. Это громкая фраза, но тем не менее истинная правда.
Я по профессии фотограф. У меня очень много фотографий Аллы с концертов. Я ведь не раз с ней встречалась. Могу даже похвастаться: фотография, которую я сделала, стоит у нее на даче в Истре. На презентации ее альбома в казино "Кристалл" я подошла и подарила ей Как я потом выяснила, ей понравилось очень. Когда удалось побывать у нее в гостях, я увидела это фото на рояле в гостиной. Насчет того, как она выглядит: имидж у нее, я бы сказала, не всегда удовлетворительный. Но ведь она звезда, она может себе позволить все что угодно. На сцене она ведет монолог сама с со бой и со зрителем. Всегда доводит до слушателя все, что хочет сказать. В ней есть харизма. На сцене мне нравится, как она ведет себя. Вот об ее окружении я бы так не сказала. Филипп сильно перебарщивает во всем. Я вообще к нему не очень хорошо отношусь.

".Старушка все время на коне"

Алла Пугачева о...
... о кока-коле
Недавно отучала внука глушить литрами кока-колу. Налила любимый напиток Никиты в электрочайник и прокипятила. После этой процедуры чайник внутри просто блестел. Правда, на Никиту это особо не подействовало.
... о Киркорове
Ну и что?! Люди себе вон обезьянок всяких заводят. А я Киркорова завела. Мне хорошо.
... о рекламе
По телевидению красивые девочки в красивых купальниках собирают апельсины: ножки, ручки, сиськи... Ну любо-дорого посмотреть!
... о бикини
Меня для отдыха дача на Истре вполне устраивает. Мне это больше по душе, чем какой-нибудь курорт, где больше не отдыхают, а смотрят на то, как на тебе бикини сидит. А оно, как вы понимаете, уже и не сидит на мне, как надо. Поэтому мне эти курорты ни к чему.
... о 45-летней Мадонне
Мадонна - молодец, старушка все время на коне, держит себя в форме.
... о вкусах
Я просто ношу те вещи, которые мне нравятся. И если то, во что я одеваюсь, нравится и вам, значит, у вас хороший вкус.
... о прессе
С удовольствием читаю, когда мне газеты приносят. Что там со мной происходит? В кого я влюблена, когда я развелась с Филиппом, что-то где-то у меня родилось - это интересно!
... о профессии журналиста
Мне не нравится по многим причинам профессия журналиста. Она очень тяжелая, как это может нравится. Малооплачиваемая.
... о самообороне
Дело в том, что у меня нет телохранителей. Они мне совершенно не нужны. Я сама кому хочешь в тыкву закатаю.
... о заработке
Гор золотых мне не заработать. Да и что мне с ними делать? Разве что соскальзывать.
... о творчестве мужа
Слава богу, Филипп доказал, что имеет право существовать в таком образе. Это такой жанр - киркоровщина называется.
... о дуэте Киркоров - Распутина
Я первая двумя руками голосовала за этот дуэт: мне кажется, сочетание Киркоров и Распутина - это такой эклер с какао, такое крем-брюле на грани китча. Нравится вам или нет, но это яркое искусство.

Народное творчество

* * *
Статья в новой энциклопедии: "Леонид Брежнев - политический деятель эпохи Аллы Пугачевой".

* * *
Все знают, что Пугачева не дружит с Интернетом, ведь у нее даже есть песня про то, как завис Windows, - "Кликну, а в ответ тишина, снова я осталась одна... Сильная женщина плачет у окна".

* * *
Приезжает чукча к Алле Пугачевой и говорит:
- Пугачева, давай поженимся.
- Достанешь мне крокодиловые сапоги - поженимся.
Поехал чукча в Африку. Ждет Пугачева один, два года, на третий год не выдержала, поехала в Африку. Смотрит - сидит чукча на берегу Нила и крокодилов ловит, а за ним большая гора крокодилов. Засунул чукча руку в воду, говорит:
- Ох, черт, опять без сапог попался.

* * *
- А вот и Филипп Киркоров. Скажите, Филипп, что вы в жизни больше всего любите?
- Я люблю Аллу Борисовну Пугачеву.
- А чем вы занимаетесь в свободное время?
- Я люблю Аллу Борисовну Пугачеву.
- А чем вы зарабатываете на жизнь?
- Я люблю Аллу Борисовну Пугачеву.

* * *
Зачем Алла Пугачева вышла замуж за Филиппа? Затем, что когда он умрет, она получит все его состояние.

Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru