ПЕСНЯ, ПРЕОДОЛЕВШАЯ ГРАНИЦЫ

Таких песен в прошлом году было немало. Они звучали на концертах наших зарубежных гостей, им аплодировали зрители в разных странах мира во время гастролей советских исполнителей, новые пластинки радовали любителей музыки встречами с порой давно знакомыми, но только сейчас облекшимися в реальную граммофонную плоть ансамблями. Итак, речь пойдет еще об одной песне, преодолевшей границы, вернее, о девяти, записанных на новой и единственной пока в своем роде пластинке, выпущенной совместно фирмой «Мелодия» и западногерманской фирмой «Дойче Граммофон Гезельшафт», на которой Алла Пугачева и популярный рок-певец из ФРГ Удо Лмнденберг начинают диалог в области искусства между нашими странами.
Москва принимала участников и гостей XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Среди них был западногерманский певец, приглашенный дать несколько концертов в рамках культурной программы фестиваля. Именно тогда состоялась первая встреча Пугачевой и Линденберга, состоялось первое совместное выступление. Они заинтересовались друг другом. По-видимому, в их творчестве было нечто общее, созвучное, тнятное с первого взгляда. Возможно, был и интерес другого плана, ведь аудитория популярной музыки ФРГ значительно отличается от советской, отличаются друг от друга и их кумиры, музыка,, которую они исполняют. А для любого большого артиста всегда заманчиво попробовать свои возможности, испытать силу своего таланта на еще пока незнакомом зрителе. Так или иначе, это первое выступление 1985 года оказалось не последним.
Сейчас, пожалуй, довольно трудно найти у нас человека, который бы не слышал Аллу Пугачеву, не видел ее выступлений в многочисленных телепрограммах, не читал о ее творчестве и, конечно же, не был бы знаком с разнообразными, порой доходящими до абсурда слухами, касающимися личной жизни певицы. И все же, хотя бы вкратце, стоит напомнить о том, как она пришла на большую сцену, как стала той Пугачевой, чье имя ассоциируется с советской популярной музыкой последних без малого пятнадцать лет. А начало было не совсем обычным. Как-то на одном из концертов зрители с удивлением увидели вместо заявленной в программе певицы, как выяснилось потом заболевшей, молодую девушку, смело севшую за рояль. Она стала исполнять свои собственные песни, которые поражали смелостью и необычностью. Это и было фактически первым публичным выступлением Аллы Пугачевой. Вероятно, оно сыграло решающую роль в выборе пути и определило ее дальнейшую судьбу. Конечно, перед этим своеобразным дебютом были и занятия музыкой с детства, и естественный интерес к различным эстрадным жанрам, в особенности к року и биту, и страстное желание попробовать свои силы, показать что-то свое, новое, чего еще не было даже там, у них за границей. Первый большой успех пришел в 1974 году — это была песня «Арлекино». Потом еще и еще. Наконец, долгожданная пластинка, концерты, гастроли, съемки... За все время своей напряженной работы и постоянных поисков Алла Пугачева сотрудничала со многими музыкантами и композиторами. Но, пожалуй, наибольший след оставило творческое содружество с Раймондом Паулсом. Пластинки певицы разошлись общим тиражом более двухсот миллионов экземпляров. Даже по западным меркам — цифра огромная. А о мировой популярности говорит стабильный успех во время зарубежных турне: будь то Франция или Италия, Швеция или Финляндия. Творческий путь Удо Линденберга, вернее, его начало до первого большого успеха во многом характерен. Еще в детстве проявился у него интерес к музыке, выразившийся в увлечении ударными инструментами. Достигнув определенного уровня игры на них, Удо покидает свой дом, и для него начинаются «годы занятий и "странствий». Он выступает с малоизвестными джазовыми аисамблями на севере и западе ФРГ, выезжает с ними на гастроли за рубеж, а в 1968 году попадает в Гамбург. Там, чуть не став моряком, присоединяется к фольклорной группе «Сити При- мере». В следующем году сбывается мечта Удо — у него свой собственный ансамбль, который назвали «Орбита». Но... Через год Линденберг уже в Мюнхене — выступает в джазовом квартете, группах «Мазерхуд» и «Паспорт». Затем следует джаз-группа «Имедженси» и первая пластинка на английском языке «Линденберг», а в 1972 году — вторая, но уже на немецком — «Палец на ветру». В следующем году появляется «Паник-оркестр», с которым Удо уже не расстанется, и приходит долгожданный успех. В течение почти восьми лет певец напряженно работает: выступает с многочисленными концертами, записывает все новые и новые пластинки. Его популярность растет. А с 1980 года наступает уже качественно иной этап в творчестве Линденберга. В его жизнь входят кино и книги. Это — первый художественный фильм певца «Панические времена», вышедший на экраны, и две его книги, увидевшие свет в следующем году, — «Рок-н-ролл; паническая панорама» и «Сборник текстов». 1982 год был также знаменательным для Удо. Он расстается со своей прежней фирмой грамзаписи «Телдек» и подписывает контракт с «Дойче граммофон-гезельшафт». И все это время продолжается работа над новыми альбомами, продолжаются выступления, готовятся новые программы. Певца начинают все больше и больше интересовать не только чисто профессиональные проблемы. Он приезжает в ГДР, гдэ дает несколько концертов в защиту мира; встречается с различными политическими деятелями, записывает две пластинки в поддержку борьбы народов Африки...
Но пора вернуться к нашей совместной пластинке и послушать, что о ней расскажут сами исполнители. Сначала слово Алле Пугачевой: «Всего на предлагаемой пластинке — девять композиций. Пять из них исполняет на английском языке Удо на одной ее стороне, четыре на другой — мои. Это „Алло", „Птица пезчая", „В родном краю" и „Сбереги тебя судьба". Как видите, все они не новые и разные по своей сути. Но в то же время песни объединяет лиричность, личностность чувства, заложенного в них. Чувство это — дружба, не более того. Нет никаких романов. Мы с Удо — друзья. Нам приятно и интересно вместе работать, есть, что сказать друг другу. С выходом этой пластинки, я думаю, сотрудничество, начатое три года назад, не закончится, а будет продолжаться. Хочется поближе познакомить Удо с нашей публикой, как он познакомил меня в 1987 году со своей во время моих выступлений в ФРГ. Можно, к примеру, устроить серию концертов совместно с советскими рок-группами. Да и вообще подобное сотрудничество полезно не только для музыкантов, но и для наших народов».
Теперь Удо Линденберг: «Почему именно „Песни вместо писем"? Да, наверное, потому, что песни — это тоже средство общения, а в наше время — очень важное. Ведь музыка должна способствовать преодолению всех границ, рождать дружбу вместо вражды. Нужны постоянные контакты между музыкантами, совместные турне. Они могут сделаться своеобразными посланиями мира и дружбы. Я — за продолжение совместной работы».
Ну что же, и Алла Пугачева, и Удо Линденберг довольно недвусмысленно заявили о своих взглядах и планах на будущее. Остается добавить немногое. Думается, что границы, которые преодолели песни Удо Линденберга и Аллы Пугачевой, это границы прежде всего годами, десятилетиями складывавшегося недоверия и взаимного подозрения. Границы, мешающие народам протянуть друг другу руку дружбы и сотрудничества. Но первый шаг сделан. Возможно, он послужит хорошим примером и для других исполнителей, целых коллективов. Станет стимулом к расширению творческих обменов не только в области музыки, но и в других областях культуры и искусства.

С. ВЛАДИМИРОВ


Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru