АЛЛА ПУГАЧЕВА – AD LIBITUM

Алла Пугачева - это олицетворение успеха по-русски, т.е. успеха вопреки, а не благодаря. И в этом смысле, она самая настоящая национальная звезда. Что собственно и подтвердили прошедшие в ноябре концерты певицы в ЦГКЗ “Россия”. Вопреки слухам, что Алла уже не та и голос не тот, что она не поет живьем, что билеты при их действительно очень высокой стоимости (от 100 до 5000 рублей) не будут распроданы - вопреки всему певица оказалась именно такой, какой ее любят, и пела живьем, и голос звучал великолепно, ничуть не хуже, чем в былые годы, а иногда казалось, что и лучше, и билеты как-то сами собой разошлись, пришлось даже дополнительный концерт устраивать.
     Кстати, о ценах на билеты. Разговоры на тему недоступности нынешних концертов для народа и якобы их былой доступности просто смешны. Когда билеты стоили дешево, их просто не было в продаже, и для кого они были доступны, мне не понятно. Я прекрасно помню свои долгие и тщетные попытки сходить на “Монологи певицы” в начале 80-х. Достать билет можно было только у перекупщиков и то, если повезет, и уж тогда платить приходилось втридорога. Да еще и велик был риск напороться на подделку. Разве теперь было бы не то же самое? Стой билеты дешевле - в кассе их никто бы и не увидел, только у спекулянтов, которые, между прочим, со своих доходов никаких налогов не платят. Кому это надо? К тому же, что значит дешево? В нынешних экономических условиях для многих людей и 100 рублей – дорого. А ведь это в сущности стоимость билета в кино. Нелепо же требовать, чтобы в связи с кризисом Пугачева пела бесплатно. Вот, скажем, Садальский рассуждает о том, что Алла Борисовна оценивает свое творчество слишком высоко, но сам при этом за свою не слишком частую болтовню в радиоэфире хочет получать не 400 рублей, как домохозяйки, за которых он так радеет, а 2000 баксов. И что-то его при этом никакие сомнения в правомерности такого расклада не мучат. Вообще же вопрос о доступности надо адресовать даже не к устроителям концертов, фирме Rise Lis’s, а к нашему правительству. Что же касается тех поклонников творчества певицы, кто не смог попасть на концерты в силу материальных причин, хотя и хотел, будем надеяться, они смогут увидеть на Рождество их телеверсию.
     Как бы то ни было, перед пустым залом живой легенде выступать не пришлось. Партер был забит, стулья, выставленные в проходах, не пустовали, люди сидели даже на приступочках в ложах партера. На люстрах, правда, да, никто не висел – охрана не позволяла. Г-н Шаболтай лично выгонял страждущих из проходов. Балкон и бельэтаж сверкали окулярами, и зрители первых рядов гроздьями свисали оттуда над партером во время проходов певицы по залу. Почти каждая песня встречалась одобрительными и весьма бурными аплодисментами, а заканчивалась под восторженные овации зала и крики “Браво!” (почти, потому что не всегда между песнями была достаточная для выплеска эмоций пауза). Т.е. все критерии успешного выступления были соблюдены, и никто этого уже перечеркнуть не может. Но суть даже не в этом. Манипулировать публикой в наше время не может только ленивый. Есть масса дешевых приемов добиться активности зрительного зала. Суть в том, что на этих приемах можно продержаться одну – две – три песни, но не два часа, в течение которых степень сопереживания публики постоянно нарастает, достигая своей закономерной кульминации именно в финале. А именно это и происходило каждый вечер на концертах Аллы Пугачевой и без какой бы то ни было намеренной аффектации.
     Вообще, мне кажется, к созданию программы “Избранное” певица подошла не столько как режиссер, сколько как музыкант, создав не просто сценическое действо, а, скорее, партитуру музыкального произведения. Ведь, в сущности, бессмысленно рассматривать каждую песню по отдельности (тем более как-то делить их на новые и старые, настоящее искусство всегда свежо, ново и интересно) – песни могли бы быть другие, и ничего бы это не изменило – разговор о времени, о жизни, о любви все равно бы состоялся. Программа “Избранное” это спектакль и концерт “в одном флаконе”. Т.е. , с одной стороны, это целая галерея образов от комичной и этим трогательной “новой русской” в “Не делайте мне больно, господа” до выходящего через не могу на манеж и тем героизированного Арлекино, и идеально выстроенные мизансцены, и полное освоение сценического пространства. А, с другой стороны, это вокальное мастерство самого высокого класса (“Реченька”, “Не обижай меня”, “Три счастливых дня”). При этом не надо забывать, что концерт идет в режиме нон-стоп два с лишним часа! Вообще, это нужно видеть – неразрывность слова, пластики и музыки, лаконичность жеста, тембральная раскрпощенность просто удивительные. Но главное в этой программе, на мой взгляд, это ее музыкальная целостность, исходя из которого я бы назвала то, чему я была свидетелем, современной камерной симфонией. Ведь именно для камерной музыки характерна присущая Пугачевой детализация мелодического, интонационного и ритмического рисунка каждой исполняемой песни, искусная и многообразная разработка тематического материала. И именно возможности палитры камерной музыки использовала певица для передачи лирических эмоций и самых тонких градаций душевных состояний человека. Новые, подчас неожиданные аранжировки хорошо известных песен, красивые подпевки придавали объемность вокалу певицы и насыщенность музыкальной ткани. Да и в режиссуре просматриваются чисто музыкальные приемы построения композиции. Это и контрастно-составные формы, т.е. формы, состоящие из нескольких контрастных частей, объединяющихся общностью замысла и развития, сюжетом, непрерывностью перехода от одной к другой (“Настоящий полковник” и “Три счастливых дня”) – при этом различие частей в темповом отношении придает целому свойства цикла. Это и применение сюитного принципа циклических форм, т.е. объединение нескольких песен сквозной идеей, непрерывным образным и интонационным развитием (“Большак”, “Начни сначала”, “Так дурно жить…”). Это и использование таких приемов, как музыкальная риторика (“Не отрекаются, любя”, “Без меня”), полифония с ее важной ролью интеллектуального начала, непрерывным обновлением образа, раскрывающим новые его стороны, но не приводящие к новому качеству (“Арлекино” - “Бокал” - “Когда я уйду”), экспрессия исполнения от лирической наполненности (“Где-нибудь, как-нибудь, с кем-нибудь”) до комедийной окрашенности (“Возвращение”), и образная конкретность, восходящая к программности и изобразительности (“Тревожный путь”). Песни перетекают одна в другую, сюжет одной становится как бы предисторией для другой. Все переплетено, все взаимосвязано, как это собственно и бывает в жизни. Причем переплетено настолько естественно, что “изнанка” даже не проглядывается. Вот она вышла на подмостки - фигура в черном на фоне черного задника. Белое сосредоточенное лицо, выгравированное тонкими кистями прожекторов. Лицо мима – выразительные глаза, четко очерченный рот. Пластичные руки. Маленький дирижер большого оркестра наших сердец...
     Это не первый сольный концерт Пугачевой, на котором мне довелось побывать. Я видела и “Монологи певицы”, и “Пришла и говорю” и более поздние программы самого разного плана, я знаю, чего я жду от концерта Пугачевой, на что иду, но тем не менее, актрисе снова удалось меня удивить. Совершенно потрясающее состояние! Во-первых, я как-то раньше не задумывалась, а тут вдруг поняла, сколько у нее совершенно замечательных мелодий! Музыкальный материал просто превосходный. Я даже не знаю, кто на нашей сцене может похвастаться подобным репертуаром. Честно говоря, мне кажется, что никто. Во-вторых, невероятный эффект перевоплощения – в зависимости от характера героини той или иной песни меняются пластика, тембр голоса, внешность, даже возраст. Это уже банально звучит, но это был действительно Театр одного актера. Причем, актера, органичного в самых разных амплуа. Надо видеть, как партер вертит головами во время исполнения песни “Возвращение”, выглядывая того, кому адресован монолог героини этой песни. При этом каждый концерт неповторим, актриса варьирует краски, меняет акценты, не тиражирует фишки, придающие представлению дополнительный шарм. Каждый вечер мы видели разных Арлекино, разных “новых русских”, разных “настоящих полковников”. Человек, который придет на концерт во второй, в третий раз, не будет разочарован – он откроет для себя какие-то новые нюансы в творчестве Пугачевой. И в-третьих, поражает легкость восприятия программы, нет никакого ощущения натужности, того, что исполнитель на сцене выполняет тяжелую работу, “пашет”, как это бывает на большинстве других концертов. Все очень естественно и даже, я бы сказала, непринужденно. Ни тяжелой поступи, ни прерывистого дыхания. Может быть, поэтому отдельным критикам и кажется, что билеты слишком дорогие – она же не пашет, она порхает! Но разве это не высший пилотаж!
     В одном из недавних интервью Алла Борисовна сказала, что концертами в Москве поставит определенную точку в своем творчестве. И действительно, совершенство и законченность программы “Избранное” не может не оставлять ощущения некоторой завершенности. Но при этом в ней же обозначены, пока только намеками, новые пути для очередного творческого витка певицы. Возможно, новой точкой отсчета станет песня “Реченька”, исполняя которую, певица добилась синкретического сочетания музыки и слова. Кстати, в воскресенье после завершения концертов в прямом эфире программы В.Белобрагина “Мир Аллы Пугачевой” на волне “Радио МВ” слушатели делились своими впечатлениями от концертов – это стоило послушать всем, кто пытается присвоить себе право на высказывание от их имени. Все позвонившие признались, что вышли после концерта окрыленными и обновленными и выразили надежду, что это не последние концерты Пугачевой в Москве. Будем ждать.

ad libitum (лат. - по желанию, по своему усмотрению) - указание в нотах на то, что исполнитель может по своему желанию выбирать характер исполнения (темп, динамику и др.)

Рейтинг@Mail.ru