АЛЛА ПУГАЧЕВА: "МИНУТНЫЙ ПОРЫВ ГОВОРИТЬ ПРОПАЛ..."

Ни дождя, ни грозы не случилось в Петербурге 2 октября, когда в 12.30 рейсовый Ту-134 "Аэрофлота" приземлился с Аллой и Филиппом на борту в Пулково-1. Они сошли с трапа под руку в лучах ласкового осеннего солнца и утонули в шикарных букетах, в объективах телекамер...
Филипп тут же юркнул мимо журналистской братии, подчеркнув тем самым, что сегодня - день Аллы и только Аллы. Потом А.П. скажет мне, что Филипп даже с трапа хотел спуститься позже, но эта его скромность могла быть истолкована как подтверждение якобы имевших место ссор, конфликтов в звездной семье. В леопардовом коротком пальто, в черных очках, в берете с бриллиантовой брошью в форме буквы "А", Алла Борисовна в полдень пребывала в прекрасном настроении, обстоятельно отвечая на вопросы телерепортеров и вашего корреспондента. Самые интересные тезисы этой блиц конференции. 23 года Алла не знает, что такое отсутствие аншлагов на своих сольных концертах, и, когда читает в прессе о якобы "провальном туре", умиляется: значит, кому-то очень хочется, чтобы ее тур был провальным!
О грядущем своем юбилее: "Не знаю еще, буду ли я его отмечать?". Она с восторгом вспоминает свои 48 - прекрасный концерт "Сюрприз для Аллы". Чего еще желать после этого?!
Одно из самых ярких музыкальных впечатлений этого года для Аллы - концерт "Роллинг стоунз" в Москве. "Я и раньше предполагала, что Мик Джаггер -суперинтеллигентный, эрудированный человек, и не удивилась тому, что он прекрасно знает Достоевского, Булгакова". Джаггер -джентльмен, а образ, что он создает на сцене, по мнению Аллы, для нее - родной. Театр песни, о котором столько говорилось, изданном этапе - это, прежде всего сама Алла, ее концерт. Но даже в нынешней, кризисной ситуации она не расстается мыслями о строительстве в Москве стационарного театра песни, где пели бы не только Пугачева и Киркоров, а демонстрировались и бродвейские мюзиклы, шоу "Лидо" и так далее. Хотя инвесторов власти распугали, еще не все потеряно: "Что-нибудь придумаем!"
Построив небольшой (рубленый, деревянный) дом в Ватутинках, а теперь приблизившись к завершению строительства дома на Истре, Алла увлеклась садоводством, огородничеством и взяла у Насти Вертинской уроки консервирования… То ли еще будет!
"Ну что, девочки и мальчики! - обратилась Алла к юной ТВ-поросли. - Пойду-ка я вам свой Театр песни готовить!" И, проследовав вместе с Филиппом сквозь толпу поклонников в "Чайку", отправилась на дачу К-1 на Каменный остров. Туда же устремился и "вольво", где расположился ваш корреспондент вместе главным администратором коллектива Пугачевой Еленой Чупраковой, в недавнем прошлом работавшей с Киркоровым.
По пути Лена рассказала, что питерские концерты в "Октябрьском" - 30-й и 31-й в туре Пугачевой "Избранное". Впрочем, сама Алла несколько раз подчеркивала, что не хочет называть эту серию концертов туром. Она резко возражает против формулировок типа "триумфальное возвращение". "Я просто снова начала концертную деятельность". Несмотря на то, что билеты в БКЗ стоили от 150 до 1500 новых рублей (от 10 до 100$ по курсу), эти цифры для концертов Аллы ниже среднего. В Киеве, в зале Украина", несколько первых рядов были распроданы по 500 долларов за билет. Аналогичная ситуация наблюдалась во Владивостоке. "А в Сочи у меня был самый дорогой билет, как у Аллы самый дешевый" - сказал Филипп.
Аховые цены - головная боль для Аллы. Не может же она каждому зрителю объяснить, что эти "прайсы" не она придумала, не она диктует. Есть организаторы концертов - как московские, так и местные, которые владеют правами на тур Пугачевой до конца 1998 года...
Чего только не было во время этого тура. За три дня до первого концерта в Алма-Ате от инфаркта в возрасте тридцати лет умирает барабанщик Влад Новосельцев; его пытаются заменить Витей Михалиным, работающим нынче с Кристиной Орбакайте, но того избивают в гараже, угоняя его "Мерседес", и в итоге в Казахстан летит Андрей Шатуновский, который в самолете с аудиоплейером разучивает партию ударных.
А в Екатеринбурге концерт в начале мая проходит в рамках городского праздника на открытом стадионе. Термометр фиксирует минус один - с дождем и снегом! Алла больше всего удивляется, как в этой ситуации на трибунах собираются-таки три тысячи поистине героических зрителей. У нее же пальцы не разгибаются, примерзая к микрофону.
В Красноярске концерт совпадает с инаугурацией Александра Лебедя, и Алла, немного запоздав на официальную церемонию, входит в зал как раз в тот момент, когда начинает звучать Гимн России и все встают... В Красноярске Алла, как посол ЮНИСЕФ, подарила детскому центру реабилитации фильтровую систему для очистки воды.
На даче на Каменном острове Алла ограничивается "нервным ланчем". Вообще нервозность витает в воздухе.
- Ой, боюсь, забуду тексты! -вздыхает Пугачева. - Не помню, особенно старые песни, которые для меня точно как новые.
Уже 14.00, а на 15.00 назначена репетиция, которая тоже проходит на нерве. Посторонних просят удалиться из зала. Настройка звука - трудный процесс. "Мне нужна четкость, конкретность!" - повторяет певица своим звукорежиссерам. На поиски конкретности уходят почти два часа. В 19.00 при закрытом занавесе в зале начинает звучать фонограмма песни "В Петербурге гроза" (никогда еще мне не доводилось слышать, чтобы перед концертом артиста крутили его же песню - обычно берется другая музыка). Прелюдия продолжается в танце черно-белой "птицы певчей" Илоны (она, кстати, выпускница Вагановского училища, танцевала раньше в "Тодесе") под инструментальную пьесу нового клавишника пугачевской группы Андрея Денисова. В 19.10на сцену выходит Пугачева. Зал взрывается аплодисментами. Певица делает такой жест, словно ловит аплодисменты, затем "прижимает" их к груди, качает головой и произносит: "Я…". Такое ощущение, что сейчас последует вступительное слово, но звучит песня: "Я вернулась в свой город, знакомый до слез", что, конечно же, глубже любого монолога. Потом Алла скажет: "Я начала петь, а у самой так сердце бьется... С питерскими концертами по эмоциям, нервам никакая Америка не сравнится". "Начни сначала" - новая песня, кстати, принадлежащая перу Наталии Платицыной, петербургской артистки. "Начни сначала и с радостью войди в новый день, пусть даже ты чуть-чуть устала, ты позади оставь печали тень", - не бог весть какие стихи, к тому же исполненные с бодрыми интонациями, в ритме "советского рока". Первая мысль: зачем Алла взяла этот немудреный материал в свое "Избранное"? Но, оказывается, все не так просто. Второй куплет слово в слово повторяет первый, однако, исполняет его Пугачева уже с иными интонациями: жестко, властно. Рваный ритм: "Сначала... Сначала? Опять сначала?!" Она падает на колени, простирая руки к залу, закрывает ими лицо и, не делая паузы, тут же переходит к балладе "Как дурно жить, как я вчера жила" собственного сочинения на стихи Беллы Ахмадулиной, где уже не надо играть интонациями - превосходные стихи говорят сами за себя. Но и после этого Алла не дает возможности залу "вздохнуть", а тут же переходит к монологу о Дороге, ведущей к Храму ваших сердец, и к знаменитой своей балладе "Как тревожен этот путь". И в дальнейшем Алла будет придерживаться "блочного принципа" построения программы, хотя, казалось бы, "Избранное" - это штучный "товар". Однако умелой режиссерской рукой Пугачева (между прочим, обладатель национальной премии "Овация" в номинации "эстрадная режиссура") так "подгоняет" песни одна к другой, что программа начинает приобретать совсем иной темпо ритм, нежели простое шоу из серии grartest hits.
Впервые исполненная Аллой в России народная песня "Реченька" (раньше А.П. берегла этот номер только для западных гастролей) открывает новые вокальные возможности Пугачевой, а "стыковочный" поп-фолк-номер "Счастье" композитора Олега Молчанова становится едва ли не самой яркой новой песней программы. Мощно, неожиданно в обрядовом фолк-стиле звучит тандем Аллы и ее нового квартета (кстати, впервые Пугачева на протяжении всего концерта использует только женский бэк-вокал, и ее vocal-girls, кроме всего прочего, еще и эффектны внешне). Середина сольного концерта всегда тяжела для артиста и зрителя. Первые эмоции улеглись, а все карты раскрывать рано. В этой ситуации Алла прибегает к жанру сатирической зарисовки в "Не делайте мне больно, господа" и "Полковнике", перевоплощаясь то в подвыпившую особу, то в колоритную дамочку, не разглядевшую в "настоящем полковнике" уголовника. Кстати, у концертного варианта этого народного шлягера новый финал. Если раньше было: " Все мужики - сволочи!", то теперь стало: "А я вот думаю, Аллунчик, что с того, что уголовник? У нас же вся страна такая!" Многие старые добрые песни звучат в "Избранном" в новых (или, точнее, в обновленных) аранжировках. Однако А.П. не идет по пути тотальных ремейков, к каждой песне ищет индивидуальный подход. Так, "Не отрекаются, любя",
"Старинные часы" воспроизведены в строго классических версиях. А вот "Арлекино" и спет, и сыгран по-новому. Кстати, "Арлекино" впервые в туре был исполнен именно в Петербурге. 20 лет Алла не пела этот сой супер-хит и вот решилась!
Потом Алла скажет: "На другой день после первого концерта в "Октябрьском" я включила утром телевизор и увидела рекламу: "Алла Пугачева. Новая программа!" Ну, если она - "Избранное", то как же может быть новой?! Я так расстроилась. По этому поводу даже пошутила на втором концерте: "А теперь самая новая песня - "Арлекино". Но, впрочем, все новое - хорошо забытое старое. Меня Ринго Старр и особенно Мик Джаггер вдохновили своими московскими концертами. Их же никто не спрашивал: "А где, господа, ваши новые песни?" Я все проанализировала: " Ну а я-то чем хуже! Столько за 23 года спела, кому нравится - слушай, а нет - так и нет". Известно умение Аллы перекраивать, дорабатывать свои программы, но в "Избранном" она превзошла себя. Из 30 песен, исполненных в начале тура весной, к осени в репертуаре уцелело лишь 10. Остальные были заменены. Замены были вызваны многими причинами: новые музыканты группы по ходу тура разучивали все больше песен Аллы, публика одни номера встречала лучше, другие - хуже. Однако сверхпричиной доработок "Избранного" стало усиление драматического и даже трагического акцента. Помните строчку из ее "Арлекино": "Я Гамлета в безумии страстей который год играю для себя..." На сей раз, впервые за многие годы, Алла решила сыграть Гамлета не только для себя. Ни в "Монологах певицы", ни в "Пришла и говорю" не было такой концентрации трагических красок. Потом, в полуночном разговоре она скажет: "А кто из сегодняшней публики знает меня, какая я есть? Пела-пела 23 года, а что осталось? Если разобраться, не так много песен. 27 исполняю, ну и еще от силы 15-20 можно найти". Ничто не должно было отвлекать от главного: декораций - минимум, зато света - море. Костюм она сменила лишь однажды, и то удлинив (а не, как обычно, укоротив!) платье-накидку. После "Арлекино" Филипп, следивший за концертом из директорской ложи, шепнул мне: "Страшно!". В самом деле, Арлекино-98 смеялся и плакал совсем не так, как в 1975-м. И подоплека тут вовсе не в нынешнем кризисе (к слову, Алла в своих монологах на сцене ни разу не коснулась темы обвала рубля и прочих!) - на сцене бал правили куда более глобальные и глубинные эмоции. Недаром "Арлекино" был "состыкован" с "Бокалом" Высоцкого - трагедийной балладой. "Минутный порыв говорить пропал". Что толку говорить о суетном, когда не досказано, не допето о главном: "И все-таки я допою до конца". После "Бокала" Алла одарила зал одним из самых своих проникновенных и неожиданных монологов: "Что нужно для того, чтобы жить? Сила в том, что все проходит (не ужас, а сила! - прим. авт.) Вот она, сила, зовущая к вам". И исполнила " Когда я уйду" в классическом варианте.
Итак, спустя 2 часа 20 минут беспрерывного действа у публики наконец появилась возможность встать с мест, чтобы отблагодарить ту, ради которой им не жалко никаких денег. Зрители были настойчивы: "Еще! Еще!" Алла улыбнулась: "В театре вообще-то на бис не поют". И показала губами: "Только одну!" - спев "Когда меня ты позовешь". Посреди песни ее призывы ("Возьми меня с собой", "Позови меня собой", " Когда меня ты позовешь") вдруг материализовались: из-за кулис вопреки всякому сценарию возник Филипп с букетом цветов Он обнял Аллу, они сплелись в танце, а потом и вовсе в поцелуе, который получился страстным, натуральным. У меня даже мысль мелькнула, что Алла может потерять равновесие. Но секунда-другая, и она допела: "Все тот же дождь стучит по крыше", тем самым еще и "закольцевав" программу, начавшуюся, напомним, фразой: "В Петербурге сегодня дожди".
В гримерке первым делом Алла сняла сапожки с бриллиантовой окантовкой: "Два с половиной часа на каблуках - мой личный рекорд". Едва отдышавшись, поспешила на ТВ-съемку, где много и интересно рассуждала о политике, о моде, о дружбе и любви. Но обо всем этом давайте как-нибудь в другой раз. За три своих негастрольных года Алла сотни раз в интервью и на пресс-конференциях говорила о политике, моде, любви, но никогда - о том, с чем и зачем она вернется на сцену. И вот в "Октябрьском" наконец-то получен ответ: ей надо было уйти, чтобы осмыслить свой тревожный путь, взлететь над суетой, и вернуться не просто "лучшей певицей года", не просто женщиной, которая поет, и даже не "живой легендой", а трагической актрисой в спектакле "Избранное" своего Театра песни.

P.S. В середине октября Алла даст три концерта в Америке, выступив в престижных пятитысячных залах Атлантик-Сити, Чикаго, Лос-Анджелеса, затем у нее четыре концерта в Москве, в зале "Россия". Филипп же 30 октября начнет беспрецедентную серию сольных концертов в "Октябрьском": в своем любимом зале будет петь в течение месяца и даст 25 сольных концертов! Я спросил Аллу, верит ли она, что Филипп способен собрать БКЗ течение месяца?
- Нет, конечно нет! Но не удивлюсь, если соберет. На то он и есть - Филипп Киркоров. Именно поэтому я с этим сумасшедшим (улыбается), что с ним безумно интересно. В Петербурге его так любят, что все возможно. Один преданный зритель ему на все эти тридцать дней точно обеспечен - это я.

Михаил Антонов



Все новости и статьи Клуба "Апрель"

Рейтинг@Mail.ru